1. Роль, функции, задачи торговли
Роль торговли определяется ее
основной задачей: организация распределения и
движения товаров и услуг из сферы производства в
сферу потребления таким образом, чтобы было
обеспечено своевременное предложение товаров и
услуг в нужном месте, в достаточном количестве,
необходимого ассортимента, качества, в нужное
время.
В зависимости от цели, с которой
приобретаются товары, торговлю делят на два
вида:
- оптовую (торговлю товарами с последующей
перепродажей или профессиональным
использованием);
- розничную (торговля товарами и оказание услуг
покупателям для личного, семейного, домашнего
пользования, не связанного с предпринимательской
деятельностью).
Важное звено, обеспечивающее
необходимую интенсивность и ускорение процесса
товародвижения в условиях перехода к рыночным
отношениям, — оптовая торговля. Организуя
движение товаров по каналам распределения,
оптовая торговля способствует синхронизации
производства и потребления товаров.
Являясь неотъемлемым звеном единой
системы товародвижения, оптовая торговля требует
коренной перестройки. Поэтому одна из важных
долговременных задач государственной политики в
области развития оптовой торговли — ее
структурная перестройка, предусматривающая
распространение таких форм ее организации,
которые должны быть максимально сориентированы
на малое предпринимательство в среде
пользователей услугами оптового звена.
За последние годы произошло резкое
сокращение объемов оптовых операций. Существенно
снизилась роль оптовых предприятий в снабжении
розничных торговых предприятий товарами. В связи
с этим второй важной задачей государственной
политики в области развития оптовой торговли
является прекращение спада и стабилизация
объемов оптовых операций.
Сложившийся потенциал оптового звена
должен быть активно использован для
стимулирования и всемерного поддержания
межрегиональных интеграционных процессов на
потребительском
рынке.
Сложившаяся материально-техническая
база оптовой торговли создавалась на протяжении
многих десятилетий. Требует обновления складское
хозяйство. Это должно происходить не только за
счет строительства новых современных складов,
оснащенных прогрессивным технологическим
оборудованием, но и за счет реконструкции и
технического переоснащения действующих складов,
рационализации имеющейся материально-технической
базы.
Среди других задач государственной
политики в области развития оптовой торговли
необходимо отметить развитие конкурентной среды
и преодоление монополизма на рынке оптовой
торговой деятельности, а также стимулирование
работы оптового звена по внедрению активных форм
продвижения на рынке отечественных товаров.
В связи с выдвигаемыми перед оптовой
торговлей новыми задачами целями ее развития
должны стать:
- создание развитой структуры каналов
товародвижения;
- поддержание должной интенсивности
товаропотоков;
- формирование резервных источников финансового
обеспечения процесса товародвижения;
- обеспечение экономии совокупных издержек
обращения.
В рыночно ориентированной системе
хозяйственных отношений изменяются и функции
оптовой торговли. Так, по отношению к оптовым
покупателям ее функции должны сводиться к:
- оценке потребностей и спроса;
- преобразованию производственного ассортимента
в торговый;
- накоплению и хранению товарных запасов;
- доставке товаров;
- кредитованию;
- информационному и консалтинговому
обслуживанию.
Функции оптовой торговли по
отношению к поставщикам товаров должны состоять
в следующем:
- концентрация коммерческой
деятельности;
- поддержка процесса перехода прав собственности
на товар;
- инвестиционное обеспечение процесса
товародвижения;
- минимизация коммерческого риска;
- маркетинговое обслуживание.
Переориентация оптовой торговли в
целевом и функциональном отношении позволит не
только создать условия для углубления реформ в
торговле, но и обеспечит стратегическую
стабильность потребительского рынка в целом.
Завершение процесса обращения товаров
происходит в розничной торговой сети. Она
объединяет большое количество предприятий, на
которых производятся операции, связанные с
доведением товаров непосредственно до населения.
При этом выполняются определенные
торговые (коммерческие) функции:
- изучение покупательского спроса на товары;
- составление заявок на завоз
товаров;
- формирование ассортимента
товаров;
- реклама товаров и
услуг;
- продажа товаров (предложение товаров и
оказание помощи покупателям в их выборе,
выполнение расчетных операций).
К основным технологическим операциям
относят:
- прием поступивших в магазин товаров по
количеству и качеству;
- обеспечение хранения товаров;
- выполнение операций, связанных с
производственной доработкой товаров (фасовка,
упаковка и др.);
- внутримагазинное перемещение, размещение и
выкладка товаров в торговом зале.
Кроме того, магазины выполняют
функции, связанные с оказанием покупателям
дополнительных услуг (предварительный прием
заказов на товары, доставка купленных в магазине
товаров на дом покупателя и т. д.).
Объем и характер выполняемых магазином функций
будут зависеть от его типа и размера,
хозяйственной самостоятельности, технической
оснащенности, места расположения и других
факторов. Например, магазин, обладающий полной
хозяйственной самостоятельностью, кроме
перечисленных выше функций выполняет также
функции, связанные с оптовыми закупками товаров
и расчетами за них, осуществляет управление и
хозяйственное обслуживание подчиненных ему
торговых единиц. Здесь, как правило, имеется
больше возможностей для оказания широкого круга
дополнительных услуг.
2. Понятие торговых предприятий. Типы, их
особенности
Оптовые предприятия. Оптовая торговля
располагает обширной сетью предприятий, до
перехода к рыночным отношениям подразделявшихся
на государственные и кооперативные. В настоящее
время сеть оптовых торговых предприятий
представлена предприятиями различных форм
собственности и ведомственной принадлежности.
Проводимая в стране структурная
политика развития оптовой торговли
долговременной целью ставит обеспечение
рыночного разнообразия структур, осуществляющих
оптовую торговую деятельность, что позволит
наполнить потребительский рынок товарами,
создаст условия для беспрепятственного их
продвижения по каналам распределения,
активизации отечественных товаропроизводителей.
Существенно расширяются права оптовых
предприятий. Они самостоятельно определяют свою
специализацию, сферу и зону деятельности,
уровень автономности функционирования и
функциональную ориентацию.
Оптовая торговля в рыночных условиях
должна быть более гибкой и способной оптимально
реагировать на любые изменения экономических
условий. Это может быть обеспечено на основе
последовательного развития типового и видового
разнообразия оптовых структур на потребительском
рынке.
В основу типового разнообразия оптовых
предприятий положены масштабы их деятельности, с
учетом чего следует выделять оптовые предприятия
общенационального (федерального) и регионального
(внутрирегионального) уровней.
Оптовые предприятия общенационального
(федерального) уровня призваны стать стержнем
всей внутриотраслевой структуры оптовой
торговли. Они должны гарантировать ее
устойчивость и стратегическую стабильность.
Важнейшей их задачей является создание
необходимой структуры каналов товародвижения,
предназначенной для обслуживания крупных
отечественных товаропроизводителей, а также
зарубежных производителей и поставщиков товаров.
Оптовые предприятия
общенационального уровня реализуют товары по
всей территории страны. Сюда включаются
предприятия, обеспечивающие федеральные нужды, а
также оптовые структуры межрегионального
характера, обслуживающие районы Крайнего Севера,
Дальнего Востока и местности досрочного завоза,
а также оптовые предприятия, обслуживающие
исторически сложившиеся центры производства
текстильных товаров, хрусталя, керамики, мебели
и других товаров. С учетом этого и должен
развиваться товарный ассортимент оптовых
предприятий общенационального масштаба и
межрегионального характера.
Основной организационно-правовой
формой оптовых предприятий общенационального
уровня являются акционерные общества открытого
типа с заметной долей участия государства в их
уставных капиталах. Это могут быть и
государственные концерны.
Оптовые предприятия
общенационального уровня в перспективе должны
составить основу формирования
торгово-финансово-промышленных,
торгово-финансовых групп и транснациональных
компаний.
Процесс оптовой реализации
товаров завершают оптовые, предприятия
регионального уровня. Они закупают товары
непосредственно у товаропроизводителей и у
оптовых предприятий федерального уровня, доводят
их до любых оптовых покупателей в зоне своей
деятельности.
Главной задачей их
функционирования является обеспечение товарами
региональных товарных рынков.
В эту группу оптовых предприятий
могут включаться автономные оптовые структуры и
сбытовые подразделения промышленных предприятий,
а также оптовые структуры крупных розничных
предприятий. Эти предприятия функционируют
преимущественно в виде хозяйственных и
акционерных обществ.
На региональном уровне должны
получить распространение различного рода
объединения. Они могут формироваться как в виде
цепных оптовых торговых компаний, так и в виде
добровольных оптово-розничных
цепей.
Каждый тип оптовых предприятий
может существовать в различных видах. При этом
оптовые предприятия могут быть следующих
видов:
- специализирующиеся на оптовой торговой
деятельности предприятия, осуществляющие полный
комплекс закупочно-сбытовых операций с переходом
права собственности на товар к оптовому звену.
Это так называемые независимые оптовые торговцы;
- посреднические оптовые структуры, не
использующие в своей деятельности перехода к ним
права собственности на товар (дистрибьюторы);
- организаторы оптового оборота.
Специализирующиеся на оптовой торговле
предприятия (независимые оптовые торговцы)
должны составить основу системы оптовых структур
на потребительском рынке. Их основной задачей
является создание в среднем звене товародвижения
необходимых условий для выхода на рынок
преимущественно крупных товаропроизводителей и
розничных торговцев. Это могут быть как
специализированные на отдельных товарах, так и
универсальные оптовые торговцы. Они могут иметь
различный набор оказываемых услуг.
Посреднические оптовые структуры
могут выступать в качестве предприятий-брокеров,
предприятий-агентов (дистрибьюторов). Действуют
они по поручению клиента и в основном за его
счет. В качестве основного предмета их
деятельности выступает информационное
обеспечение.
Организаторы оптового оборота —
товарные биржи, оптовые ярмарки, аукционы,
оптовые продовольственные рынки. Они — важный
элемент оптовой инфраструктуры, и основной их
задачей является создание условий для
организации оптовой торговли. Но они не
выступают в качестве субъектов оптовой торговой
деятельности.
Розничные предприятия. Предприятия
розничной сети можно классифицировать по
следующим основным признакам: виды и особенности
устройства, тип предприятия, форма обслуживания
покупателей; тип здания и особенности его
объемно-планировочного решения; функциональные
особенности предприятия.
По видам и особенностям устройства
предприятия розничной торговли подразделяют на
магазины, магазины склады, павильоны, палатки,
автомагазины и др.
Примерно 90% сети предприятий розничной
торговли приходится на долю магазинов. Они
располагают набором помещений и оборудованием,
необходимыми для выполнения разнообразных
торгово - технологических операций. Размещены
магазины в капитальных стационарных зданиях.
Магазины-склады осуществляют торговлю
строительными материалами и топливом. Они имеют
благоустроенные площадки, навесы и складские
помещения для строительных материалов и топлива,
а также помещения для товарных образцов,
торговли хозяйственными товарами и оформления
продажи строительных материалов и других
товаров.
Павильоны, палатки, ларьки и киоски
представляют собой сооружения легкой конструкции
и относятся к мелко розничной торговой сети. В
отличие от магазинов они предлагают более узкий
ассортимент товаров и меньше удобств при
обслуживании покупателей.
Автомагазины и другие средства
передвижной торговли используют для обслуживания
жителей небольших населенных пунктов, а также
работников сельского хозяйства на полевых
станах, открытых пастбищах и т. д.
В зависимости от ассортимента
реализуемых товаров и размера торговой площади
магазины подразделяют на типы, а внутри каждого
типа — на типоразмеры. Так, например, магазины
«Универмаг», рекомендованные для нового
строительства в потребительской кооперации,
могут иметь торговую площадь 650, 850, 1000,
1650, 2150, 3000 и 3500 м2. Магазины «Товары
повседневного спроса» — 100, 150 и 250 м2 и т.
д.
По формам обслуживания различают магазины
самообслуживания, а также предприятия, торгующие
через прилавок обслуживания и т. д.
С учетом типа здания и особенностей
его объемно-планировочного решения предприятия
розничной торговли подразделяют на отдельно
стоящие, встроенно-пристроенные и торговые
комплексы, они также бывают одноэтажные,
многоэтажные, с подвальными помещениями или без
них.
По функциональным особенностям розничные
торговые предприятия делятся на стационарные,
передвижные, сезонные, посылочные и
комиссионные.
3. Роль малого бизнеса в торговле
Мировой опыт подтверждает: малый бизнес — важный
элемент рыночной экономики, без которого не
может гармонично развиваться государство. Он во
многом определяет темпы экономического роста,
структуру и качество валового национального
продукта, формируя его 40-50 процентов. Но дело
не только в количественных показателях — этот
сектор по своей сути является имманентным
элементом рыночной инфраструктуры.
Высокий уровень развития малого
предпринимательства выступает необходимым
слагаемым современной модели рыночно -
конкурентного хозяйства. Если прежняя
экономическая система в России делала отчетливый
акцент на развитие крупных и даже гигантских
предприятий, то в настоящее время преодоление
чрезмерной концентрации производства и капитала,
разукрупнение структуры экономики выступает
одной из важнейших составляющих процесса
приватизации, всей экономической реформы в
целом.
Опыт мирового развития показывает, что в
условиях экономического кризиса политика,
ориентированная на оказание помощи и содействие
развитию малого предпринимательства, дает
ощутимые результаты в достижении
сбалансированного экономического роста.
Малое предпринимательство – это
предпринимательская деятельность, осуществляемая
субъектами рыночной экономики при определенных
установленных законами, государственными
органами или другими представительными
организациями, критериях (показателях),
концентрирующих сущность этого понятия.
Малый бизнес - это имманентный элемент
системы экономических отношений индустриальной
экономики рыночного типа, обеспечивающий ее
инновационную активность и поддержание
конкурентной среды. Малое предпринимательство
создает естественную социальную опору
общественному устройству, организованному на
началах рынка, а также формирует новый
социальный слой предпринимателей. Оно во многом
определяет темпы экономического роста, структуру
и качество валового национального продукта,
формируя 40-50% ВНП. [8]
Существуют количественные и качественные
показатели, по которым предприятия относят
именно к малым формам бизнеса.
В настоящее время в экономической статистике
нашей страны размерность предприятий принято
определять тремя основными количественными
признаками: численностью производственного
персонала, объемом валовой продукции и величиной
основных производственных фондов.
Согласно Закону РФ № 88-ФЗ от 14 июня 1995 г. "О
государственной поддержке малого
предпринимательства в Российской Федерации",
установлено, что предельный уровень численности
персонала и отраслям составляет:
- в оптовой торговле — 50 человек;
- в розничной торговле и бытовом обслуживании
населения — 30 человек.[1]
Этот показатель определяется в соответствии с
Инструкцией по статистике численности и
заработной платы рабочих и служащих на
предприятиях и в учреждениях и организациях №
17-10-0370 от 17.09.87, утвержденной
Госкомстатом СССР по согласованию с
Госкомтрудом, Госкомпланом, Госбанком и ВЦСПС с
учетом последних изменений и дополнений, а также
деклараций о доходах и расходах.
Принятые решения, определяющие конкретные
границы малых предприятий, адекватны реальной
экономической ситуации в нашей стране.
Согласно Закону "О государственной поддержке
малого предпринимательства в Российской
Федерации", под субъектами малого
предпринимательства понимаются коммерческие
организации, в уставном капитале которых доля
участия Российской Федерации, субъектов
Российской Федерации, общественных и религиозных
организаций (объединений), благотворительных и
иных фондов не превышает 25 процентов, доля,
принадлежащая одному или нескольким юридическим
лицам, не являющимся субъектами малого
предпринимательства, не превышает 25 процентов,
то есть чисто финансовый показатель —
ограничение численности — дополняется
ограничением в отношении вида собственности
предприятия (качественной характеристики).
Экономические реформы в России привели к
серьезным изменениям в структуре экономики
Дальнего Востока и Хабаровского края, в
частности, и вызвали к жизни многочисленные
хозяйствующие субъекты с небольшим числом
работающих и малыми объемами продукции и услуг.
Это послужило основой для формирования сферы
малого предпринимательства.
Динамика малого предпринимательства за
последние годы показывает, что этот сектор
переходит от стартового этапа к этапу развития,
когда основное значение приобретают
эффективность и устойчивость малых предприятий,
построение при их участии новых хозяйственных
связей, активизация их производственной и
инновационной деятельности, осуществление
прогрессивных структурных сдвигов.
В результате действия антимонопольного
законодательства (см. Закон №948 -1 от 22.03.91
г «О конкуренции и ограничении монопольной
деятельности на товарных рынках»., и Закон №5340
-1 от 07.07.93 г. «О торгово - промышленных
палатах в Российской Федерации») происходит
расширение масштабов малого предпринимательства.
Сфера малого бизнеса оказывает все большее
воздействие на развитие российской экономики,
процессы ее стабилизации. Исключительно важна ее
социальная роль. При возрастающей напряженности
на рынке труда эта сфера располагает большими
возможностями для создания новых рабочих мест.
Именно здесь формируется тот средний класс,
который становится важнейшим условием укрепления
социальной стабильности в России.
В настоящее время малые предприятия
достаточно устойчиво обеспечивают население
дальневосточного региона товарами повседневного
спроса. Их приближенность к местам компактного
проживания населения позволяет чутко реагировать
на спрос. В их продукции широко представлены
кондитерские изделия, напитки, одежда,
хозяйственные товары, парфюмерия и галантерея.
Негативным моментом в их работе является в
некоторых случаях низкое качество продаваемых
товаров и услуг, несоблюдение правил торговли.
Согласно статистическим данным на начало
2000 года в целом по России насчитывалось около
900 тысяч малых предприятий, на которых работало
8,5 млн. человек (примерно 12% от занятого
населения). Эти предприятия произвели примерно
10% ВНП и на них приходилось 20% полученной
прибыли. 46,8% субъектов малого
предпринимательства функционировало в сфере
торговли.
Наиболее развит малый бизнес в региональном
аспекте в Центральном экономическом районе —
32%, с центром в Москве — 21,1% от общего числа
малых предприятий. Наименее развит малый бизнес
в отдаленных регионах страны, в частности на
Дальнем Востоке.
По состоянию на 1 января 2000 года в
Дальневосточном регионе было зарегистрировано
более 56 тыс. малых предприятий среднесписочной
численностью свыше 500 тыс. [4]
Как это видно из диаграммы, приведенной ниже
(рис.3.1), наиболее развито малое
предпринимательство в Приморском и Хабаровском
краях, которое занимает 70 % в общей
совокупности малых предприятий, расположенных в
Дальневосточном регионе.
В соответствии со сложившейся в данном
экономическом районе отраслевой структурой
большая часть малых предприятий приходится на
сферу торговли и общественного питания - 51%,
строительство и промышленность 17 и 15% общего
количества малых предприятий.
В то же время жестко привязать предприятия
малого бизнеса к определенной сфере деятельности
достаточно трудно, поскольку многие из них не
специализированы и в ходе функционирования
расширяют спектр секторов экономики, в которых
работают. При этом отраслевая принадлежность
зачастую определяется управленческими решениями
руководства предприятия и зависит от целей и
задач дальнейшего развития.
Рис.3.1 Количество малых предприятий в ДВЭР в
2000 г., в % к итогу
4. Понятие и формы предпринимательской
деятельности в торговле
Институт предпринимательской деятельности как
разрешительного и поощряемого государством
занятия – достаточно новое явление в российском
праве последних десятилетий.
Принятие Части 1 ГК (Гражданского Кодекса) 1994
г. несравненно стало серьезным этапом развития
нормативной базы по предпринимательской
деятельности. Законодатель разрешил ряд проблем,
устранить некоторые неточности и необоснованные
ограничения предпринимательской деятельности
граждан, существовавшие в ранее действовавшем
законодательстве.
Кодекс определяет предпринимательство как
самостоятельную, осуществляемую на свой риск
деятельность, направленную на систематическое
получение прибыли от пользования имуществом,
продажи товаров, работ или оказания услуг
лицами, зарегистрированными в этом качестве в
установленном законе порядке.
Наиболее существенной основой законодателя в
понятии предпринимательства, приведенном в
Кодексе, следует считать отсутствие упоминающего
признака профессионализма в деятельности
предпринимателя. Такой признак упоминается в
законодательстве Франции, Германии. Русский
автор Шеркиневич К.Ф. также выделял этот
признак.
Это не означает, что не бывает некомпетентных,
непрофессиональных предпринимателей. Условный
признак профессионализма призван нести иную
нагрузку.
Гражданин – предприниматель должен открыто
относиться к объекту своей деятельности как
профессионал-специалист. Интересно в этом плане
определение ст. 2-104 Единообразного торгового
кодекса США (Коммерсант – это тот, кто совершает
операции с товарами определенного рода или каким
либо другим образом по роду своих занятий, ведет
себя так, как будто он обладает особыми знаниями
или опытом в отношении операций и товаров,
являющихся предметом сделки, а также тот, кто
может рассматриваться как обладающий такими
знаниями или опытом вследствие того, что он
использует услуги агента, брокера или иного
посредника, который ведет себя так, как будто он
обладает такими знаниями и опытом).
Внешними проявлениями такого отношения могут
быть использование специального места торговли
(оказания услуг) – магазин, павильон, мастерской
иного производственного помещения; специально
оборудованного транспортного средства; вывесок
информационно-рекламного характера; торговля, за
редким исключением новыми товарами, их наличие в
нескольких экземплярах, возможность выбора
покупателем товара из определенного
ассортимента; публичность предпринимательской
деятельности – предоставление возможностей
практически неограниченному кругу лиц –
потребителей или контрагентов приобрести данный
товар (услугу); длительный и стабильный режим
работы предпринимателя в течение дня (недели).
Основными формами предпринимательства как в
торговле, так и в других сферах деятельности
являются: индивидуальные предприниматели без
образования юридического лица и хозяйственные
товарищества и общества.
Так, гражданин вправе заниматься
предпринимательской деятельностью без
образования юридического лица с момента
государственной регистрации в качестве
индивидуального предпринимателя.
Предпринимательская деятельность без образования
юридического лица предполагает участие
гражданина в различных договорных отношениях,
совершения им юридических действий, связанных с
исполнением договорных и иных обязательств, с
предъявлением претензий и исков и т. д. Все
юридические действия гражданин-предприниматель
совершает от своего имени на свой риск. В
случаях, когда в предпринимательской
деятельности участвуют лица, обладающие
частичной дееспособностью, такие лица совершают
юридические действия с согласия законных
предпринимателей-родителей, усыновителей,
попечителей. При осуществлении
предпринимательской деятельности в сельском
хозяйстве предпринимателем признается глава
крестьянского (фермерского) хозяйства.
Необходимым условием участия гражданина в
предпринимательской деятельности является
государственная регистрация его в качестве
индивидуального предпринимателя или в качестве
главы крестьянского (фермерского) хозяйства.
Если гражданин осуществляет предпринимательскую
деятельность без государственной регистрации, то
к сделкам, которые он совершает, суд может
применить положения, установленные для
предпринимателей. В частности, к нему
применяются правила об ответственности
предпринимателя без вины за использование им
ненадлежащее исполнение своих обязательств, о
недопущении ответственности перед потребителем и
другие нормы, регламентирующие
предпринимательскую деятельность.
Хозяйственные товарищества и общества являются
традиционной формой коллективного
предпринимательства. Именно поэтому они
открывают перечень отдельных юридических лиц,
установленный законом. Такого рода объединения,
создаваемые предпринимателями, в европейском
праве называются коллегиями корпорациями – в
американском праве. Товарищества и общества
имеют много общих черт. Все они являются
коммерческими организациями, созданными на
добровольной основе, как правило, договорной, на
началах членства, и наделяются законом общей
правоспособностью. Они становятся едиными и
единственными собственниками имущества
образованного за счет вкладов учредителей
(участников), а также произведенного и
приобретенного в процессе их деятельности, что
делает их самостоятельными, полноценными
участниками коммерческого оборота. Закон
определяет их как коммерческие организации с
разделенным на доли (вклады) учредителей
(участников) уставным (складочным) капиталом.
Как организация корпоративного характера
товарищества и общества имеют одинаковую
структуру управления, в которой высшим органом
признается общее собрание их участников.
Последние также имеют во многом сходные права и
обязанности. В частности, все они имеют право
участвовать в управлении компании и получать
информацию о ее деятельности, а также принимать
участие в распределении прибыли и получать
ликвидационную квоту. Они обязаны вносить
установленные учредительными документами вклады
в имущество компании и не разглашать
конфиденциальную информацию ее деятельности.
Близость этих форм делает возможным их
преобразования из товариществ в общество одного
вида в товарищества и общества другого вида.
Следует иметь ввиду, что действующее
законодательство исключает возможность участия в
товариществах и обществах государственных
органов и органов местного самоуправления (если
только закон прямо не допускает их участие в
хозяйственных обществах или вкладчиками в
товарищество на вере, как это сделано
законодательством о приватизации в отношении
комитетов по управлению государственным или
муниципальным имуществом и соответствующих
фондов имущества). Ведь эти органы публичной
власти созданы не для участия имущественном
обороте, а в гражданско-правовом отношении они
обычно представляют собой разновидность
финансируемых собственником учреждений, с
ограниченным вещным правом на переданное им
имущество. Закон исключает и участие отдельных
категорий граждан в товариществах и обществах
(например, должностные лица органов публичной
власти не могут быть руководителями в частных
компаниях, но могут быть акционерами в открытом
акционерном обществе). Вместе с тем российский
закон, различает товарищества как объединение
предпринимателей и обществ как объединение
капиталов. Объединение лиц помимо имущественных
вкладов предполагает непосредственное, личное
участие в делах товарищества. А так же речь идет
об участии в предпринимательской деятельности,
участник которой должен иметь статус либо
индивидуального предпринимателя, либо
коммерческой организации, очевидно, что только
указанные лица и могут быть участниками
товарищества. При этом конкретный
предприниматель может быть участником одного
товарищества (если не учитывать возможность
одновременного вступление в качестве вкладчика в
нескольких товариществах на вере, поскольку
имущественное положение такого вкладчика в
принципе аналогично статусу участника
хозяйственного общества. Это связано не только с
необходимостью личного участия в деятельности
компании, но и с тем обстоятельством, что
участники товариществ за исключением упомянутых
вкладчиков) несут неограниченную ответственность
по обязательствам таких компаний при недостатке
у последних собственного имущества. Иначе
говоря, они как бы ручаются всем своим
имуществом по возможным долгам созданной ими
компании, и ручательства одним и тем же
имуществом по возможным долгам нескольких
самостоятельных субъектов недопустимо. Вместе с
тем участники товарищества, действуя от его
имени, не признаются в специальных
исполнительных органах этого юридического лица,
а потому структура управления им проста. Поэтому
единственным учредительным документом
товарищества является учредительный договор.
Таким образом, товарищество характеризуется
большим значением личного элемента. В отличие от
этого общества не предполагают личного участия
(участников) учредителей в своих делах. Отсюда
принципиальная возможность участия в них любых
лиц, а не только профессиональных коммерсантов.
Тем самым в обществах исключается хотя бы
доверительное отношение их участников и поэтому
гораздо более широкие возможности изменения их
состава (особенно ОАО). В свою очередь это
делает необходимым создание специальных
исполнительных органов общества, подчиняющихся
воле общего собрания его участников, то есть
ведет к появлению сложной структуры управления
компанией, требующей специального оформления в
ее уставе (который относится к ее необходимым
учредительным документам наряду с учредительным
договором). В обществах отсутствует личная
ответственность их участия по долгам компании
(за исключением обществ с дополнительной
ответственностью). Поэтому одно лицо вполне
может быть одновременно участников нескольких
обществ, в том числе и занимающихся однородной
по характеру деятельностью (что погашает для
него риск возможных потерь).
Хозяйственные товарищества согласно закону могут
создаваться в форме полных товариществ и
товариществ на вере (коммандитных).
Хозяйственные общества могут создаваться в форме
обществ с ограниченной или с дополнительной
ответственностью и акционерных обществ.
5. Характеристика ЧП Сердюк, содержание его
коммерческой работы
Объектом исследования данной работы является
деятельность малого предприятия «Сердюк».
Полное официальное наименование предприятия –
частное предприятие «Сердюк»
Правовое положение предприятия определяется ст.
23 – 25 Гражданского Кодекса РФ, принятого
Государственной Думой РФ 21. 10. 94 г., и
Федеральным законом от 14.06.95 № 88 – ФЗ «О
Государственной поддержке малого
предпринимательства в Российской Федерации»
ЧП «Сердюк» образовано с момента его регистрации
в 1997 г. в г. Хабаровске в качестве
индивидуального предпринимателя без образования
юридического лица. Собственником
зарегистрированного частного предприятия
является физическое лицо – Сердюк К.П. Частное
предприятие ведет книгу учета доходов и
расходов, отчет по формированию финансовых
средств (в соответствии с предусмотренной
Правительством РФ упрощенной формой отчетности
для малых предприятий), имеет печать со своим
наименованием, расчетный счет в рублях.
Предметом деятельности частного предприятия
является:
- организация и проведение оптовой торговли
продуктами питания;
- осуществление оптовых закупок продуктов
питания у отечественных производителей;
- коммерческая деятельность по продвижению
товаров на рынки Хабаровского края и др.
регионов, инновационная деятельность;
- торгово – посредническая и рекламная
деятельность;
- осуществление комплекса мер по хранению и
контролю качества реализуемой
сельскохозяйственной продукции и других
продовольственных товаров.
В настоящее время предприятие осуществляет
продажу продовольственных товаров оптовым
покупателям. Предприятие функционирует на рынке
сельскохозяйственной продукции, сырья и
продовольствия практически два года. ЧП «Сердюк»
занимается оптовыми поставками продовольственной
продукции в северные регионы Хабаровского края и
другие районы Дальневосточного региона.
ЧП «Сердюк» предлагает достаточно широкий
ассортимент продовольственной продукции,
преимущественно отечественных производителей.
Предприятие создано в целях получения прибыли
путем развития и регулирования отечественного
рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и
продовольствия в интересах
товаропроизводителей, удовлетворения спроса
населения на продукты питания.
Основными товарными группами,
предлагаемыми крупными предприятиями являются:
- крупа,
- мука,
- сахар, кондитерские изделия,
- масло животное, маргариновая продукция,
- масло растительное,
- плодово-овощная продукция,
- рыбопродукция,
- мясные изделия,
- прочая продукция.
В Приложении представлена организационная
структура управления ЧП «Сердюк». Очевидно, что
высшим органом управления предприятия является
генеральный директор, к исключительной
компетенции которого относится определение
основных направлений деятельности предприятия;
решение всех организационных вопросов.
Работу отдела закупок товаров координирует
менеджер по закупкам. Менеджер по закупкам
отвечает за эффективность процесса закупок,
намечает основные источники материального
обеспечения, координирует деятельность
сотрудников отдела.
Специалистами отдела закупок являются
коммерческие агенты по закупкам, товаровед,
заведующий товарным складом. Коммерческая
деятельность агентов по закупке включает
следующие направления:
- анализ и оценка рынка продовольственных
товаров;
- организация хозяйственных связей с
поставщиками;
- оценка расчетов с поставщиками.
Товаровед определяет требования к товарам,
закупаемым агентами, их соответствие стандартам,
ТУ и договорным обязательствам.
Заведующий товарным складом организует приемку
поступающих товаров от коммерческих агентов.
Следит за наличием товаров на складе, ведет
оперативный учет поступления товаров;
осуществляет контроль за соблюдением правил
хранения товаров.
Сбытовая деятельность ЧП «Сердюк» направлена на
развитие существующего рынка и поиск новых
рынков, повышение конкурентоспособности
предприятия.
Коммерческий директор координирует работу
отдела сбыта. Он осуществляет организацию продаж
товаров в соответствии с договорными
обязательствами. Обеспечивает участие отдела в
выполнении работ по изучению спроса на
предлагаемые товары, получении заказов,
согласовании условий и заключении договоров на
поставку, расчетных нормативов запасов товаров.
В структуру отдела сбыта входят:
- коммерческие агенты, которые занимаются
поиском потребителей, заключением с ними
договоров, осуществляют работы по организации
сервиса послепродажного обслуживания,
- главный специалист отдела сбыта – выполняет
обязанности юриста отдела сбыта, в обязанности
которого входит подготовка и отработка
нормативно-правовой документации, рассмотрение
поступающих на предприятие претензий потребителя
и подготовка ответа на заявленные иски,
- экономист по сбыту – выполняет работу по
обеспечению заказами на продукцию; разрабатывает
нормативы товарных запасов и контролирует их
фактический уровень установленным нормам.
Финансовая служба предприятия включает
финансовый отдел и бухгалтерию. Специалист
финансового отдела осуществляет финансовое
планирование, разрабатывает и обеспечивает
процессы анализа финансового положения
предприятия, оценки потенциала важнейших
проектов по инвестированию; выполняет другие
функции в рамках своей компетенции.
В обязанности главного бухгалтера входит:
ведение бухгалтерского учета, составление
отчетов, участие в проведении экономического
анализа хозяйственно-финансовой деятельности
предприятия с целью выявления внутрифирменных
резервов, предоставления необходимой информации
руководству для принятия управленческих решений.
Предприятие использует метод реализации
продукции по заявкам, а также личные отборы
продукции, т.е. предприниматели
предприятий-покупателей непосредственно
осматривают предлагаемые образцы товаров на
складах ЧП «Сердюк», делают заявку на заказ
необходимой продукции.
Кроме того, ЧП «Сердюк» рассылает
прайс-листы покупателям, с предложением
заключить договор на поставку товаров; при этом
покупатели сообщают свою потребность в указанной
продукции, сообщают приемлемую для них форму
расчёта, высылают заявки на интересующий их
продукт.
Выводы и предложения
Малый бизнес - это важнейший элемент
системы экономических отношений и рыночной
экономики, обеспечивающий ее инновационную
активность и поддержание конкурентной среды.
Малое предпринимательство создает естественную
социальную опору общественному устройству,
организованному на началах рынка, а также
формирует новый социальный слой
предпринимателей. Оно во многом определяет темпы
экономического роста, структуру и качество
валового национального продукта, формируя 40-50
процентов ВНП.
Торговля – обширнейшая область
предпринимательской деятельности и
сфера приложения труда – получила в последние
годы новые импульсы своего развития, получила
большое значение в современных условиях.
Оптовая торговля охватывает
практически все виды продукции
производственно-технического назначения и
индивидуального потребления, реализуемые через
рынок, и находится в центре хозяйственных
связей, осуществляемых оптово-посредническим
звеном, как с производством, так и с
потреблением.
Главной функцией оптового предприятия
является продажа товара покупателю,
следовательно, оптовый товарооборот – важный
экономический показатель деятельности
предприятия.
Проведенный анализ организации оптовой
торговли на частном предприятии «Сердюк»
позволил сделать следующие выводы:
- в организационной структуре управления
предприятия нет специалиста, выполняющего
функции маркетинга;
- не производится работа по изучению рынка
сельскохозяйственной продукции, сырья,
продовольствия;
- трудовые ресурсы предприятия используются
неэффективно, о чем свидетельствует снижение
производительности работников ЧП «Сердюк», в том
числе коммерческих агентов по сбыту
продовольственных товаров, и рост уровня затрат
на оплату труда;
- объем товарооборота в анализируемом периоде
имеет тенденцию к снижению. В 1999 году
абсолютное снижение продаж составило 5374,0 тыс.
руб., что связано с падением спроса потребителей
на отдельные виды товаров, наличием сильных
конкурентов на рынке продовольствия, с нехваткой
свободных денежных средств;
- одновременное сокращение товарооборота и
повышение уровня затрат негативно повлияло на
финансовые результаты деятельности предприятия
в 1999 году.
Проведенный анализ финансового
состояния предприятия «Сердюк» позволяет
охарактеризовать его как предприятие с
нарушением платежеспособности. Предприятие
испытывает недостаток источников формирования
запасов и затрат, снижается его ликвидность.
Поскольку сохранение сложившихся
негативных тенденций на предприятии может
усугубить положение, необходимо принять
соответствующие меры по стабилизации ситуации.
Для устранения вышеуказанных
недостатков необходимо, во-первых, внести
изменения в организационную структуру
коммерческой службы предприятия, создать отдел
маркетинга.
Кроме того, предприятию следует наиболее
активно заняться стимулированием сбыта своего
товара, то есть, заняться рекламой своей
продукции.
Имеет место необходимость повышения
уровня стратегического управления на ЧП
«Сердюк».
Целесообразно использовать систему
внутрифирменного планирования на предприятии в
среднесрочном и долгосрочном плане, так как в
современной быстроменяющейся рыночной ситуации
невозможно добиться положительных результатов
коммерческой деятельности, не планируя
конкретных действий по выполнению бизнес
операций, и не прогнозируя последствий.
Основой внутрифирменного
планирования ЧП «Сердюк» должен являться полный
анализ как внутрифирменных недостатков и
преимуществ, так и внешних факторов.
Анализ целесообразно проводить с
использованием корреляционно-регрессионной
модели, которая имеет научную и практическую
значимость.
Она позволяет изучить закономерности
изменения результативного показателя в
зависимости от поведения различных факторов,
определить их влияние на величину
результативного показателя. Этим достигается
более объективная оценка деятельности
предприятия, более точное и полное определение
внутрихозяйственных резервов и плановых
показателей.
Библиографический список
Федеральный Закон от 14.06.95. № 88 - ФЗ «О
государственной поддержке малого
предпринимательства в Российской Федерации» //
Собрание законодательства РФ. – М.: АСТ, 1999.
Аванесов Ю.А., Клочко И.А., Васькин Е.Ф. Основы
коммерции на рынке товаров и услуг. –М.: ТОО
«Люкс», 1995. –176 с.
Алексеева М.М. Планирование деятельности фирмы.
–М.: Финансы и статистика, 1997. –248 с.
Ансов Н.И. Стратегическое управление. –М.:
Экономика, 1989. –135 с.
Арутюнов Ю.А. Основные направления развития
малого предпринимательства в Дальневосточном
регионе // Экономический лабиринт 1998. № 7.
Блинов А.О. Малое предпринимательство. М.: Ось –
89, 1997.
Бланк И.А. Торговый менеджмент. –Киев:
Украинско-Финский институт менеджмента и
бизнеса, 1998. –408 с.
Быкова Е.Н., Стоянова Е.С. Финансовое искусство
коммерции. –М.: Перспектива, 1995. –154 с.
Валевич Р.П., Давыдова Г.А. Экономика торгового
предприятия. –М.: Высшая школа, 1996. –367 с.
Кравченко Л.И. Анализ хозяйственной деятельности
в торговле: Учебник. –Минск: Высшая школа, 2000.
–348 с.
Статистика рынка товаров и услуг: Учебник /Под
ред. Белявского И.К. –М.: Финансы и статистика,
1995. –312,с.
Торговое дело: экономика и организация: Учебник
/Под ред. Брагина Л.А. –М.: ИНФРА-М, 1997. –256
с.
Шандезон Ж. Методы продаж /Пер. с фр. –М.:
Прогресс, 1993. –160 с.
Экономика предприятия торговли и сферы услуг:
Учебное пособие /Под ред. Ю.А. Аванесова. –М.:
ТОО «Люкс-арт», 1996. –296 с.
Экономика торговли: Учебник для торговых вузов
/Под ред. Б.А. Соловьева и др. –М.: Экономика,
1990. –414 с.
Экономика торгового предприятия: Учебник для
вузов /Под ред. А.П. Гребнева. –М.: Экономика,
1996. –238 с.
|