Курсовые работы

Обучение Excel в профильных экономических классах

Введение
Правительственным документом определяется, что главная стратегическая линия развития общего среднего образования состоит в его адаптации к изменившимся социально-экономическим условиям - в части содержания образования, во внутреннем устройстве школы, в ее организационно-экономическом механизме, в управлении. Необходимые условия реализации этой линии: личностная ориентированность и индивидуализация образовательного процесса; многообразие образовательных учреждений и вариативность образовательных программ; эффективная поддержка инновационных мероприятий и активное участие общества в образовательной деятельности, в развитии образования.

Стратегия прямо говорит, что основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор заявленных государством ключевых компетенций в интеллектуальной, общественно-политической, коммуникационной, информационной и прочих сферах.

Изменения, происходящие в образовании, согласование его целей с кардинально изменяющимися социально-экономическими условиями жизни объективно способствуют формированию инновационных подходов к отбору содержания и реализации адекватных образовательных программ различного уровня и направленности.

Сказанное в полной мере относится к обоим составляющим общего образования – фундаментальной и технологической, главной целью которой является формирование у каждого школьника знаний и умений, необходимых в самостоятельной трудовой жизни в условиях рыночной экономики.

Новые возможности для изучения предметов на повышенном уровне и технологической подготовки открывают классы профильного обучения.

Наряду со сложившимися естественнонаучными и классическими гуманитарными профилями обучения в течение последнего десятилетия распространение получили классы экономической ориентации.

Их особенность заключается в том, что цели профильного обучения школьников в этой области определяются не только и не столько фактором последующего продолжения образования в Вузах или Сузах по ныне весьма престижным специальностям, но и общественно осознаваемой важностью формирования у молодого поколения повышенного уровня экономической культуры.

Цель курсовой работы – рассмотреть профильное образование по предмету экономика с использованием офиса Microsoft excel.

Задачи работы – определить миссию школы, рассмотреть организацию профильного обучения в школе, проследить систему формирования и программу занятий по экономике в школе, предложить применение excel в курсе профильного образования в экономическом классе.

Организация профильного обучения в школе
В этом разделе мы рассмотрим проблему специализации в школе. Вещь, которая волнует многих, у кого дети, внуки или самих, кто учится в школе. Итак, специализация. Трудовая, политехническая, общеобразовательная школа, дающая весь объем знаний, который в идеале, может быть, когда-то был способен позволить человеку или продолжать образование, или работать по какой-то специальности, требующей среднего образования, - это прошлое, иллюзия или это возможная реальность, без глубокой специализации?

В соответствии со Стратегией модернизации образования в 2005 году все российские школы перейдут на профильное обучение. Его цель - развитие индивидуального подхода к интересам и способностям учащихся с учетом реальных потребностей рынка труда. Старшеклассники будут выбирать предметы и курсы в соответствии с системой профилей, существующей в школе (физико-математических, технических, химико-биологических, гуманитарных и др.).

По данным Центра социологических исследований Минобразования РФ, примерно 70-75% учащихся в 9-ом классе определяются с выбором возможной сферы будущей профессии. Почти 74% старшеклассников и студентов считают, что учение в 9-11 классах по профилю необходимо.

Сегодня в Новосибирске более 90 школ, гимназий, лицеев работают по программам профильного обучения, в каждой из них насчитывается от 1 до 15 профильных классов. Кроме этого, многие школы реализуют совместные образовательные проекты с вузами города.

В новосибирской школе около 50 направлений профилизации. Наиболее распространенными являются: гуманитарный профиль – 115 классов; физико-математический – 89; технический – 38; естественно-научный – 33; химико-биологический – 31; экономический – 27 и др. Получают развитие и новые направления – это управленческий, технологический, эстетический, физкультурно-спортивный, общественно–правовой, филологический классы, класс милицейской службы и другие.

Спектр образовательных услуг в городе широк и удовлетворяет разнообразные потребности старшеклассников. Вместе с тем, существуют и проблемы, которые необходимо решать совместными усилиями всех заинтересованных сторон: управления образования, педагогов, школьников и их родителей.

Государством была проведена презентация форм работы управления образования по организации профильного обучения. В планах - обсудить варианты создания корпоративной сети школ, которая обеспечит реализацию интересов и образовательных потребностей учащихся.

Представители Министерства образования и науки России объявили, что с 2007/08 учебного года школы перейдут на профильное обучение. Такое решение принято по итогам трехлетнего эксперимента в 10-х и 11-х классах, в котором участвовали 266 школ из 10 регионов.

Смысл новой системы состоит в том, чтобы снизить учебную нагрузку и дать подросткам возможность более эффективно готовиться к поступлению в вуз. Часть предметов - русский язык, литература, история, иностранный язык, математика, обществоведение, естествознание, физическая культура - остаются обязательными. Относительно прочих дисциплин школьник сам будет решать, какие изучать углубленно, а какие - поверхностно. Тем, кто не хочет выбирать, оставят привычную систему обучения - "универсальный профиль".

Профильное обучение должно залатать "дыру" между школой и вузом. Не секрет, что абитуриенту, поступающему на исторический или физический факультет, не хватает знаний из школьного учебника. Ему приходится идти на вузовские курсы или нанимать репетитора. Новая система даст школьникам возможность изучать то, что им действительно интересно и необходимо, в рамках учебного заведения среднего образования.

Специализация школ - явление для нашей страны не новое. С советских времен работают так называемые спецшколы - математические, биологические, химические, с углубленным изучением иностранных языков. Существуют школы со старшими классами разных специализаций: филологической, физико-математической, биологической. С 2005/06 учебного года будут вводиться и две другие модели.

Первая – это составление индивидуального плана для каждого ученика: на выбор старшеклассникам будет предоставлено множество углубленных курсов, а они смогут выбрать несколько из них. Второй вариант - выбирать и школы, в которых их преподают лучше. Например, если школьник интересуется химией, но в его школе нет лаборатории, он сможет также заниматься в другой школе. Таким образом, учебное расписание, обязательное для всех, будет заменено на индивидуальное. Ученикам с 8-9-го классов начнут помогать определиться с интересующими их направлениями, а также объяснят, как составлять собственный учебный план.

Для небольших городов и сел особенно актуально так называемое сетевое профильное обучение. "Создаются 4- 5 "узловых" школ, остальные школы остаются с неполным средним образованием", - поясняет руководитель координационной группы Министерства образования и науки РФ по профильному обучению Анатолий Пинский. Ребят издалека в школы привозят специальные автобусы. Эта система уже работает на местах.

Содержание обучения изменится кардинально. Предполагается создание трех блоков учебных курсов: общефедеральный с обязательными предметами, профильный с детальным изучением приоритетных предметов и элективный блок - узкие предметы по интересам, например журналистика, компьютерная графика, история искусств, делопроизводство.

Выбор модели профильного обучения останется за школами - директором, педагогами, родителями и учениками. В 2007-2008 годах регионы окончательно выберут удобные для них схемы. Введение новой системы будет массовым, но не обязательным. По оценкам экспертов, до 35 процентов школ останутся "универсальными". Интересно, что идею профильного обучения поддерживают 96 процентов школьников.

По словам Пинского, для того, чтобы ввести новую систему обучения во всех российских школах, потребуется перейти к тарифно-окладной системе оплаты труда учителей, а объем бюджетного финансирования школы поставить в зависимость от количества учащихся. Придется подготовить и новые учебники.

Разработчики новой программы не исключают, что некоторые занятия в профильных классах будут платными. "Главное, чтобы цены были разумные, а механизм - прозрачным. Например, если средние бюджетные расходы на одного учащегося - 1000 рублей в месяц, то расходы в 20-30 процентов от этой суммы вполне посильны для многих родителей, особенно если они заказывают то, что сверх стандарта", - говорит Пинский.

Объем знаний, которыми обладает человечество, растет как снежный ком, и современным школьникам все тяжелее усваивать их. Здоровье детей ухудшается от чрезмерных нагрузок. В теории профильное обучение поможет решить эту проблему. Остается надеяться, что на практике при переходе на новую схему обучения удастся разрешить ряд задач. Детям - правильно определить свои интересы. Педагогам и директорам школ - перестроиться психологически, сформировать учебные планы, организовать взаимодействие между различными учреждениями образования. Чиновникам - найти средства на новые учебники, на приобретение и ремонт школьных автобусов, на зарплату водителям, достойную зарплату преподавателям вузов, которые будут вести курсы по дополнительным предметам. Чтобы введение новой модели обучения не навредило стройной системе отечественного образования.

Образовательный стандарт основного общего образования по экономике
Изучение экономики в основной школе направлено на достижение следующих целей: 

· освоение системы знаний, опирающихся на основы экономической науки, о структуре и логике функционирования экономики, об экономическом поведении людей, системе ценностей свободного и ответственного выбора, необходимых для взаимодействия с социальной средой и для подготовки к изучению социально-экономических и гуманитарных дисциплин в старшей школе;
· ознакомление со способами познавательной, коммуникативной и практической деятельности в условиях рыночной экономики, необходимыми для участия в экономической жизни общества и государства;

· овладение умением применять полученные знания для решения типичных познавательных и практических экономических задач и осваивать социальные роли потребителя, работника, собственника;

· развитие социального кругозора личности в подростковом возрасте, интереса к изучению дисциплин социально-экономического цикла; способности к личному самоопределению и самореализации;

· воспитание приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям, экономического образа мышления, социальной ответственности;
· приобретение компетентности:

в сфере гражданско-общественной деятельности, межличностных отношений – освоение на информационном и практическом уровнях основных социальных ролей, наиболее важных в экономической деятельности (потребителя, работника, собственника);

в сфере познавательной деятельности – распознавание на основе полученных знаний различных экономических явлений и их взаимосвязи;

в сфере трудовой деятельности – раскрытие сравнительных выгод и трудностей предпринимательской деятельности и работы по найму, понимание закономерностей рынка труда, причин и форм безработицы;

в сфере массовой коммуникации – развитие у учащихся способности рассматривать события с экономической точки зрения с использованием отдельных приемов экономического анализа, критически осмысливать экономическую информацию, содержащуюся в средствах массовой информации, и вырабатывать собственное аргументированное мнение.

Реализация указанных целей и формирование названных компетентностей достигается в результате освоения следующего содержания образования.

Ценностные ориентиры
Свобода выбора. Ответственность за последствия выбора. Уважение права собственности независимо от ее форм. Труд. Законопослушность в сфере экономической деятельности.

Знания
 Экономическая сфера жизни общества. Товары и услуги. Ограниченность ресурсов. Выбор и альтернативная стоимость. Производство, производительность труда. Разделение труда и специализация. Экономические системы. Собственность. Обмен, формы торговли. Потребитель и реклама.

Рынок и рыночный механизм. Спрос и предложение. Эластичность спроса.
Деньги. Инфляция. Банки и их операции. Банковские услуги, предоставляемые гражданам. Семейный бюджет. Реальные и номинальные доходы семьи. Неравенство доходов. Экономические меры социальной поддержки. Формы сбережений населения: банковские вклады, ценные бумаги, наличная валюта. Выбор между надежностью и доходностью сбережений. Страховые услуги, предоставляемые гражданам.

Предпринимательство. Затраты, выручка, прибыль. Основные формы организации производства. Акции и другие ценные бумаги. Фондовый рынок (биржа). Рынок труда. Заработная плата и стимулирование труда. Безработица. Виды безработицы. Государственная политика социальной поддержки безработных. Роль профсоюзов.Экономические функции и цели государства. Основные виды государственных расходов. Доходы государства. Налоги, уплачиваемые гражданами. Способы деятельности.

Соотнесение доходов и расходов семейного бюджета. Выбор лучшего способа размещения сбережений. Выполнение простейших расчетных задач с экономическим содержанием.

Опыт
Опыт экономической деятельности в пределах дееспособности подростка. Опыт рационального поведения в качестве потребителя, члена семьи, собственника ресурсов. Опыт оценки своего поведения с точки зрения его экономической эффективности.

В результате изучения экономики ученик должен знать и понимать:

· виды экономических систем, формы организации производства; основные источники доходов и статьи расходов семейного бюджета, возможные виды сбережений, основные налоги, уплачиваемые гражданами, формы государственной поддержки безработных и малоимущих.

Уметь (владеть способами познавательной деятельности):

· приводить примеры: элементов традиционной, централизованной (командной) и рыночной систем в смешанной экономике, разделения труда, действия рыночного механизма, различных видов рынков;

· описывать: экономическую сферу жизни общества, экономические системы, рациональное поведение потребителя и роль рекламы, рациональное поведение человека, размещающего свои сбережения, действие рыночного механизма, роль конкуренции, деятельность предпринимателя, роль государства в рыночной экономике, формы заработной платы и стимулирования труда;

· объяснять: происхождение денег, взаимовыгодность добровольного обмена, выгоды и трудности предпринимательской деятельности, а также работы по найму.

Применять полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

· вычислять на условных примерах: доход от банковских вкладов, доход от ценных бумаг, валовой и чистой прибыли, индивидуальный подоходный налог, величину страхового взноса.

На основе приведенного Государственного образовательного стандарта составлена Программа курса «Экономика» в объеме 34 часов. Не будем приводить программу полностью, приведем только тематический план этого курса:

Таблица 1. Тематический план курса школьного «Экономика»

Название темы

Количество часов

Тема 1. Экономика

1

Тема 2. Ограниченность ресурсов

2

Тема 3. Потребитель и спрос

3

Тема 4. Производство и предложение

4

Тема 5. Взаимодействие спроса и предложения

2

Тема 6. Рынок. Рыночный механизм. Рыночная экономика

2

Тема 7. Рынок и государство

4

Тема 8. Предпринимательство

4

Тема 9. Деньги. Банки

4

Тема 10. Инфляция и безработица

2

Тема 11. Экономический рост и развитие

3

Тема 12. Международная торговля

3

Итого

34 часа

 

На основании приведенного образовательного стандарта и тематического плана школьного курса экономики будем делать методическую разработку «Использование Excel в школьном курсе экономики».

Система методов обучения
Система общих методов (наиболее известна номенклатура методов, предлагаемая М.Н. Скаткиным и И.Я. Лернером):

Объяснительно иллюстративный;

Репродуктивный;

Проблемное изложение;

Частично-поисковый;

Исследовательский метод.

Система бинарных методов – информационно-репродуктивный, информационно-эвристический и другие методы преподавания и такие методы учения как слушание чтения учебника упражнения и так далее.

Система методов проблемного обучения представляющая собой органическое сочетание общих и бинарных методов.

В целом можно говорить о шести дидактических способах организации процесса проблемного обучения (то есть общих методах), представляющих собой три вида изложения учебного материала учителем и три вида организации им самостоятельной учебной деятельности учащихся:

монологическом;

рассуждающем;

диалогическом;

эвристическом;

исследовательском;

методе программированных заданий.

 Метод монологического изложения
При монологическом методе учитель сам объясняет сущность новых понятий, фактов, дает учащимся готовые выводы науки, но это делается в условиях проблемной ситуации форма изложения – рассказ, лекция.

 Методы рассуждающего изложения
Первый вариант – создав проблемную ситуацию, учитель анализирует фактический материал, делает выводы и обобщения.

Второй вариант – излагая тему, учитель пытается путем поиска и открытия ученого, то есть он как бы создает искусственную логику научного поиска путем построения суждений и умозаключений на основе логики познавательного процесса. Форма – беседа лекция.

 Метод диалогического изложения
Представляет диалог учителя с коллективом учащихся. Учитель в созданной им проблемной ситуации сам ставит проблему и решает её, но с помощью учащихся, то есть они активно участвуют в постановке проблемы выдвижения предположений, и доказательства гипотез. Деятельности учащихся присуще сочетание репродуктивного и частично-поискового методов обучения. Основы формы преподавания – поисковая беседа, рассказ.

 Метод эвристических заданий
Суть эвристического метода заключается в том, что открытие нового закона, правила и тому подобное совершается не учителем, при участии учащихся, а самими учащимися под руководством и с помощью учителя. Формой реализации этого метода является сочетание эвристической беседы и решением проблемных задач и заданий.

 Метод исследовательских заданий
Организуется учителем путем постановки перед учащимися теоретических и практических исследовательских заданий имеющие высокий уровень проблемности. Ученик совершает логические операции самостоятельно, раскрывая сущность нового понятия и нового способа действия. По форме организации исследовательские работы могут быть разнообразны: ученический эксперимент, экскурсия и сбор фактов, беседы с населением, подготовка доклада, конструирование и модулирование.

Метод программированных заданий
Это метод, при котором учащиеся с помощью, особым образом, подготовленных дидактических средств может приобретать новые знания и новые действия.

Бинарные методы обучения
Методы преподавания

Методы учения

а) сообщающий

а) исполнительный

б) объяснительный

б) репродуктивный

в) инструктивный

в) практический

г) объяснительно-побуждающий

г) частично-поисковый

д) побуждающий

д) поисковый

 

Сообщающий метод преподавания представляет систему приемов обеспечивающих сообщение учителем фактов или выводов без достаточного их объяснения, обобщения и систематизации.

Исполнительный метод учения представляет собой сочетание приемов, характеризующих учебную деятельность школьника в основном по образцу, используя ранее приобретенные навыки. Этот метод предполагает: слушание рассказа учителя, заучивание изложенных учителем фактов и выводов без критического анализа и осмысления.

 Объяснительный метод состоит из системы приемов, включающих сообщения и обобщения учителем фактов данной науки, их описание и объяснения.

Репродуктивный метод учения – система таких приёмов, как слушание и осмысление, восприятие, наблюдение, систематизация фактов, решение типовых задач, анализ и тому подобное. Применяется для осмысления усвоение теоретических знаний, для обработки умений и навыков, для заучивания учебного материала.

Инструктивный метод преподавания. Учитель инструктирует учащихся, что надо делать, и показывает, как надо делать. Используется для организации практической деятельности учащихся.

Практический метод учения предполагает практические и физические учащихся как основной вид деятельности. Такой метод является сочетанием приемов:

а) обработки навыков практических действий по изготовлению предметов или их обработки с целью совершенствования, видоизменения.

б) деятельности, связанной с техническим моделированием и конструированием, рационализацией и изобретением.

Объяснительно-побуждающий метод преподавания представляет собой сочетание приемов объяснения и побуждения ученика к самостоятельным действиям поискового характера. Учебный материал частично объясняется учителем, а частично дается учеником в виде проблемных задач, вопросов, заданий для самостоятельного усвоения путем открытия нового знания.

Частично-поисковый метод учения является сочетанием восприятия объяснений учителя учеником с его собственной поисковой деятельностью по выполнению работ требующих самостоятельного прохождения всех этапов познавательного процесса. Преобладающими приемами учения здесь чаще всего является слушание и осмысление, анализ фактов, систематизация, поиск решения проблем.

Побуждающим методом преподавания называется деятельность учителя, которая побуждает активную умственную деятельность ученика.

Поисковый метод учения представляет умственные действия по формулировке проблемы и нахождения пути ее решения.

Анализ учебной литературы по предмету экономика в школе.
 Большинство школ в стране более или менее успешно приступили к изучению экономики, предпринимательства и бизнеса, как правило, на базе 9-11 классов общеобразовательных школ. На этом уровне наибольшее распространение получил учебник И.Липсица "Экономика без тайн", для реализации и методического обеспечения которого издано несколько пособий, в частности, "Экономика в тестах и задачах" А.Мицкевича. Пособие позволяет использовать материал как в классной, так и во внеклассной работе для проведения олимпиад, конкурсов, использовать задания для школ с математическим уклоном.

В российских школах широко применяется учебник "Прикладная экономика", изданный российским отделением Международного фонда "За выживание и развитие человечества". Программа экономического образования детей разрабатывается в США с 1919 г., что позволило создать целый учебно-методический комплекс, включающий в себя учебник, сборник заданий для учащихся, книгу для учителя, материальное обеспечение деловых игр и компьютерное обеспечение. На сегодняшний день ни один российский вариант учебников и пособий не может характеризоваться такой степенью разработки и материального обеспечения курса. Вместе с тем учебник не адаптирован к российской действительности, игровые ситуации и практические задания часто не могут быть использованы и объяснены российскими школьниками. Учебник, по сути, дает знания по основам американской экономической системы и может быть с наибольшей эффективностью использован в школах с углубленным изучением английского языка как раздел страноведения. Сама идея, опыт создания учебно-методического обеспечения для экономического образования школьников должна быть заимствована и воплощена с учетом российской специфики.

Наконец, в стране проявилась устойчивая тенденция к созданию сети образовательных учреждений, которые поставили своей целью углубленное изучение экономики как форму предпрофессиональной подготовки школьников. В многочисленных школах бизнеса, менеджеров и т. п. читаются разнообразные курсы экономической направленности, качество которых значительно отличается от уровня обычных школ, поскольку специализированные и, как правило, коммерческие школы имеют финансовые возможности для привлечения специалистов из высших учебных заведений.

К настоящему времени в наибольшей степени учебниками и пособиями обеспечены старшие классы средней школы. Новая программа по "Современной экономике" так же ориентирована на 9-11 классы. Мне кажется, что в системе непрерывного экономического образования следует определить особое место 9 (8) классов. Дело в том, что Законом об образовании в России определен обязательный уровень девятилетнего образования. Это означает, что часть учащихся покинет школу и продолжит обучение в ПТУ, техникумах, альтернативных образовательных учреждениях или 10-11 классах общеобразовательной школы. Таким образом, 9-й класс занимает особое место в системе непрерывного экономического образования, функцией которого становится получение базового образования, базовых экономических знаний, которые станут основой для продолжения образования на любом из уже названных уровней. Для 9-х классов должен быть выработан соответствующий стандарт с таким содержательным наполнением, который гарантирует как единообразие, так и обязательность для всех школ страны. Этот уровень знаний может быть в общем обозначен как овладение простейшей экономической грамотностью.

Обучение в 10-11 классах общеобразовательных и специализированных школ позволяет перейти от простейших истин экономической науки к формированию активной мыслительной деятельности, обучению анализу и критической оценке ситуаций, фактических данных, экономических решений, т.е. активных форм применения полученных знаний. В целом предлагаемая концепция и ее реализация позволили бы российской школе сделать значительный шаг на пути к формированию современного экономического образования.

В настоящее время вышло в свет большое количество учебников, учебных пособий и хрестоматий для школьного курса экономики. Прежде всего следует отметить, что в некоторых учебниках вообще отсутствуют крупные разделы, полностью  посвященные использованию компьютерных технологий в экономике. Практически во всех школьных учебниках экономики хорошо раскрывается теоретический материал по экономике, и лишь в последних методических материалах можно встретить информацию об использовании компьютера, в частности Excel, при проведении практических занятий по экономике и то, чаще всего в слишком общей форме,  лишь на уровне частных примеров, да еще и не учитывая быстрого развития компьютерных технологий (например, в двухтомнике Липсица И.В).

Таким образом, приходится сделать вывод о том, что вопросы о практическом применении и анализе экономики раскрыт не полностью, или вовсе не затрагивается. Но какое бы образование в будущем не получил нынешний школьник, он в конце концов придет на конкретное предприятие и будет испытывать на себе (на своих потребностях) необходимость в знании и использовании компьютерных технологий, особенно важно знание пакета Microsoft Excel и для будущих экономистов.

Значит, возникает необходимость в методической разработке факультативных занятий по экономике в средней школе, посвященных данной тематике. Ниже будут приведены два урока по использованию Excel в профильных классах изучения экономике: знакомство с Excel и использование диаграмм.

Разработка уроков и дидактического материалов.
Тема урока: "Знакомство с программой MS Excel"

Цели:

Познакомить учащихся с основными понятиями электронной таблицы.

Освоить основные приемы заполнения и редактирования электронных таблиц.

Усвоить способы сохранения и загрузки электронных таблиц.

Вырабатывать навыки самостоятельной работы.

Проверить знания учащихся, полученные в результате выполнения лабораторной работы.

По итогам занятия учащиеся должны знать:

способы загрузки программы MS Excel;

основные понятия электронной таблицы;

основные приемы заполнения и редактирования электронных таблиц;

способы сохранения электронных таблиц;

способы загрузки электронных таблиц;

основные возможности MS Excel.

Учащиеся должны уметь:

загружать MS Excel через главное меню программы Windows 95/98;

создавать ярлык для загрузки MS Excel;

находить загружаемый файл Excel.exe;

вводить и изменять данные в ячейке;

пользоваться приемами упрощения наборы формулы.

Формы работы: Индивидуальная работа учащихся, групповая форма работы.

План урока

I Организационный момент

время 15 мин

II Объяснение нового материала

время 30 мин

III Закрепление пройденного материала

время 20 мин

IV Контроль усвоения темы

время 15 мин

V Поведение итогов

время 5 мин

VI Задание на дом

время 5 мин

 

Ход урока

I Организационный момент

Объяснение учителя.

Мы с вами закончили изучение темы MS Word. При изучении этой программы мы встречались с таким понятием, как таблица. Учились заполнять таблицы. Наверное, вы заметили, что данные, представленные в табличной форме воспринимаются легче. Например, посмотрите на эту таблицу :

Подарочные наборы



Название конфет

Стоимость 1 кг

Количество кг

Всего

1

Ласточка

300

1

300

2

Мишка

400

2

800

3

Весна

500

3

1500

 

 

 

Итого:

2600

 

Здесь сказано, что конфет Ласточка было куплено 1 кг на 300 тенге

Мишка – на 800 тенге, Весна на 1500 тенге. И подсчитана сумма, потраченная на покупку. Но если вместо 1 кг конфет Ласточка нам надо будет купить 2,5 кг, все данные придется пересчитывать. Это неудобно.

Поэтому, для проведения вычислений в таблице была создана программа MS Excel.

Итак, программа MS Excel создана для обработки электронных таблиц.

Сегодня мы начнем изучение этой темы. Применение этой программы очень разнообразно.

Нет ни одного человека, который, умея работать на компьютере не знал или не хотел бы знать об этой программе.

Приведем пример рутинного труда бухгалтера: каждый месяц ему приходится составлять огромную таблицу, в которой из месяца в месяц повторяются громоздкие вычисления. Программы MS Excel позволяет свести эту работу к минимуму. Начисление зарплаты довольно упрощается. Достаточно один раз составить таблицу и затем ежемесячно вносить изменения, а программа будет автоматически пересчитывать результаты.

Постановка задачи: Посмотрите на листы с лабораторной работой, которые лежат у вас на столе. Внимательно прочитайте задание на первой странице, которое записано перед рамочкой: Запиши в тетрадь.

В конце занятия все, что помещено в рамочку, должно быть записано у вас в тетради.

То есть, материал из трех рамочек будет составлять основу теста, который вы напишите по окончании лабораторной работы (контрольный лист – Приложение 2).

В лабораторной работе после первой рамочки предлагается задание для совместной работы. Вы можете ответить на вопросы и проверить правильность ответов друг у друга. (Варианты правильных ответов помещены рядом, но это не значит, что надо сразу же к ним обращаться. Сначала проверьте себя, а затем проверьте правильность своих ответов.)

Я вам советую максимально самостоятельно (без подглядывания) ответить на вопросы.

Приступайте к выполнению лабораторной работы. Если будут возникать трудности – поднимите руку, я подойду и отвечу на ваши вопросы.

II Объяснение нового материала

III Закрепление пройденного материала

Выполнить самостоятельно задание “Подарочный набор”: Вы – заведующий детского садика. Вам надо сформировать подарки к Новому году. В подарок должны войти конфеты, которые перечислены в таблице. Их стоимость тоже известна и изменению не подлежит. Вам надо уложиться в 10000 тенге. Изменяя только данные столбца С (от С4 до С7), добиться в итоге суммы в 10000 тенге. Начальное количество конфет в кг: “Ласточка” – 1, “Мишка” – 2, “Весна” – 3, “Гусиные лапки” – 4.

IV Контроль усвоения темы

Учащимся предлагается выполнить задания на контрольных листах.

Нужно вписать в прорези правильные ответы. Затем подписать работы: Указать свою Фамилию, Имя, класс, Вариант.

V Поведение итогов

Учитель подводит итоги по проведению лабораторной работы.

В ходе выполнения лабораторной работы ученики, которые правильно и быстро справились с заданием получают оценки. После выполнения задачи по комплектации подарочных наборов проводится проверка работ и выставление оценок. За ответы по вопросам контрольного листа, оценки объявляются на следующем уроке.

VI Задание на дом

Для домашней работы учащимся предлагается рейтинговая контрольная работа.

За правильное выполнение задачи ученик получает определенное количество баллов. если ученик хочет получить 5 баллов за домашнюю работу, то ему нужно решить либо 1 задачу на 5 баллов, либо первое задание и третье, либо второе и третье, то есть ученик сам распределяет свои силы.

Раздаточный материал для учащихся можно посмотреть в приложении .

Тема урока: Построение диаграмм средствами Microsoft Excel

Цели урока:

Рассмотреть понятие деловой графики и основные виды диаграмм.

Познакомить учащихся этапами построения диаграмм.

Формировать умения и навыки построения диаграмм с помощью графических средств табличного процессора.

Развивать познавательные и исследовательские способности учащихся.

Формировать информационную культуру.

Тип урока: - урок изучения нового материала.

Оборудование урока:

Компьютер;

Мультимедийный проектор;

Пакет программ MS Office;

Инструкционные карты;

Ход урока

I. Организационный момент.

- Наш сегодняшний урок мне хочется начать словами В.Г.Белинского:

“Человек страшится только чего не знает, знанием побеждается всякий страх”.

- Объявление темы и целей урока.

II. Актуализация опорных знаний.

Фронтальный опрос учащихся по теме “Электронные таблицы”

Определение электронных таблиц.

В чем заключается особенность электронных таблиц?

Где применяются электронные таблицы?

Основной элемент электронных таблиц?

Адресация ячеек в электронных таблицах.

Что такое диапазон ячеек?

Способы выделения:

диапазона ячеек;

строки;

столбца;

нескольких диапазонов?

III. Изложение нового материала.

Учитель:

- Практически во всех современных табличных процессорах имеются встроенные средства деловой графики. Для этого существует графический режим работы табличного процессора. В графическом режиме можно строить диаграммы различных типов, что придает наглядность числовым зависимостям.

- Диаграмма – это средство наглядного графического изображения информации, предназначенное для сравнения нескольких величин или нескольких значений одной величины.

- При графической обработке числовой информации с помощью графического процессора следует:

а) выделить необходимый диапазон данных, по которым будет строиться диаграмма;
б) выбрать наиболее подходящий тип диаграммы.

- Сегодня на уроке мы рассмотрим диаграммы 5 различных типов. На самом деле их гораздо больше, но эти – самые распространенные. С этими типами мы познакомимся, прослушав сообщения своих товарищей.

(Учащиеся выступают с короткими сообщениями по типам диаграмм. Выступление сопровождается презентацией).

Сообщение 1.

“Круговая диаграмма служит для сравнения нескольких величин в одной точке. Особенно полезна, если величины в сумме составляют нечто целое (100%). Круговая диаграмма не всегда обеспечивает необходимую наглядность представления информации. Во-первых, на одном круге может оказаться слишком много секторов. Во-вторых, все сектора могут быть примерно одинакового размера. Вместе эти две причины делают круговую диаграмму малополезной”.

Сообщение 2.

“Столбчатая диаграмма служит для сравнения нескольких величин в нескольких точках. Столбчатые диаграммы (как и следует из названия) состоят из столбиков. Высота столбиков определяется значениями сравниваемых величин. Каждый столбик привязан к некоторой опорной точке. В нашем случае опорная точка будет соответствовать одному дню недели.”

Сообщение 3.

“Теперь рассмотрим более сложную задачу, в которой требуется несколько раз сравнить несколько величин. Построим столбчатую диаграмму, на которой будут отображены данные сразу о всех трех продавцах. По-прежнему высота столбца будет символизировать количество газет. По-прежнему у нас будет 7 опорных точек — по одной для каждого дня недели. Разница с предыдущей диаграммой будет в том, что теперь в каждой опорной точке будут стоять не один столбик, а три — по одному для каждого продавца. Все столбики одного продавца будут закрашены одинаково”.

Сообщение 4.

“Линейная диаграмма служит для того, чтобы проследить за изменением нескольких величин при переходе от одной точки к другой. Построение линейной диаграммы аналогично построению столбчатой. Но вместо столбиков просто отмечается их высота (точками, черточками, крестиками — неважно) и полученные отметки соединяются прямыми линиями (диаграмма — линейная). Вместо разной штриховки (закраски) столбиков используются разные отметки (ромбики, треугольники, крестики и т.д.), разная толщина и типы линий (сплошная, пунктирная и пр.), разный цвет”.

Сообщение 5.

“Ярусная диаграмма позволяет наглядно сравнить суммы нескольких величин в нескольких точках, и при этом показать вклад каждой величины в общую сумму.

Порядок построения ярусной диаграммы очень напоминает порядок построения диаграммы столбчатой. Разница в том, что столбики в ярусной диаграмме ставятся не рядом друг с другом, а один на другой. Соответственно меняются правила расчета вертикального и горизонтального размера диаграммы. Вертикальный размер будет определяться не наибольшей величиной, а наибольшей суммой величин. Зато количество столбиков всегда будет равняться количеству опорных точек: в каждой опорной точке всегда будет стоять ровно один многоярусный столбик”.

Сообщение 6.

“Областная диаграмма (диаграмма площадей) — гибрид ярусной диаграммы с линейной. Позволяет одновременно проследить изменение каждой из нескольких величин и изменение их суммы в нескольких точках. Диаграмма площадей отличается от линейной диаграммы тем же, чем ярусная диаграмма отличается от столбчатой. При построении ярусной диаграммы каждый следующий столбик откладывается не от горизонтальной оси, а от предыдущего столбика. То же самое происходит и при построении диаграммы площадей. Но вместо построения столбиков (как это было в ярусной диаграмме) отмечается их высота, а потом эти отметки соединяются линиями (как это было в линейной диаграмме). Отдельные столбики здесь сливаются, образуя непрерывные области. Отсюда и название — диаграмма областей или диаграмма площадей. Каждая область соответствует какой-то одной величине, для указания на которую используется различная штриховка (раскраска). Раньше ярусами располагались столбики, теперь — линии (и очерченные ими площади)”.

Учитель:

- Электронные таблицы Excel позволяют строить диаграммы различных типов. Построение диаграмм осуществляется с помощью специальной подпрограммы, которая называется Мастер диаграмм.

Вызов Мастера диаграмм.

Для того чтобы вызвать Мастер диаграмм, следует в первую очередь выделить любую ячейку таблицы, содержащую исходные данные диаграммы, которую необходимо построить. После этого в меню Вставка нужно выбрать команду Диаграмма или нажать на кнопку Мастер диаграмм на Панели инструментов Стандартная.

В результате появится первое окно Мастера диаграмм.

После запуска Мастера диаграмм на экране появляется первое диалоговое окно. С помощью четырех диалоговых окон Мастера диаграмм соберет всю информацию, необходимую для построения диаграммы.

Шаг 1: выбор типа диаграммы.

Если таблица уже содержит данные, то на первом шаге нужно выбрать тип диаграммы. Это окно содержит две вкладки: Стандартные, Нестандартные. К последним относятся типы диаграмм, которые пользователь может создавать сам, настраивая встроенные диаграммы, а также смешанные диаграммы. К смешанным диаграммам относятся, например, гистограмма с графиком, гистограммы с областями и график с двумя осями значений.

Для того, чтобы выбрать один из стандартных типов диаграмм, следует во вкладке Стандартные в группе Тип указать нужную вам диаграмму. В группе Вид можно выбрать один из предлагаемых вариантов изображения диаграммы данного типа.

Если вы хотите посмотреть увидеть, какая диаграмма у вас получается, то следует нажать на кнопку Просмотр результата. Если построенная диаграмма вас устраивает, то следует нажать кнопку Готово. Для продолжения построения диаграммы следует нажать на кнопку Далее>. В результате вы попадете во втрое диалоговое окно Мастера диаграмм.

Шаг 2: задание исходных данных диаграммы.

Во втором окне Мастера диаграмм указываться, какие данные использовать при построении диаграммы. Это окно содержит две вкладки: Диапазон данных и Ряд.

Если перед запуском Мастера диаграмм была выделена одна ячейка, то в поле Диапазон будет указан адрес всех заполненных ячеек столбца, который содержит выделенную ячейку. Если перед запуском Мастера диаграмм был выделен интервал ячеек, то в поле Диапазон будет указан адрес выделенного интервала.

Во вкладке Ряд содержатся адреса и названия рядов данных (то есть строк вашей таблицы), которые при желании можно изменить. Если исходная таблица не содержала названий строк и столбцов, то Excel присвоит каждому ряду стандартное имя: первой строке – Ряд 1, второй – Ряд 2 и т.д. Чтобы изменить стандартное имя следует в поле Имя ввести нужный вам текст.

В том случае, когда исходная таблица содержала заголовки строк или столбцов, в поле Имя отображается ссылка на ячейку, в которой содержится это имя.

Для перехода в следующее окно Мастера диаграмм нужно нажать на кнопку Далее>.

Шаг 3: задание параметров диаграммы.

Третье окно содержит шесть вкладок, в которых содержатся команды, позволяющие задавать характеристики осей, название диаграмм, заголовки для осей, легенду, названия меток на осях, подписи значений на осях и т.д.

На этом шаге вы можете подобрать, как лучше будет выглядеть диаграмма. Например, в некоторых случаях можно убрать одну из осей диаграммы. Для этого во вкладке Оси следует отменить галочку для одной из осей.

Во вкладке Заголовки можно задать заголовок диаграммы. Текст заголовка можно перемещать, редактировать, форматировать после создания диаграммы.

Во вкладке Подписи данных Мастер диаграмм может присоединять к маркерам данных различные надписи. Например, в секторах круговых диаграмм можно добавить надписи долей (в процентах).

Вкладка Таблица данных позволяет добавить к диаграмме таблицу значений, которые использовались при построении диаграммы.

Во вкладке Легенда можно размесить в нужном месте диаграммы легенду. Легенда – это обозначение различными цветами колонок, соответствующих различным столбцам таблицы.

Шаг 4: размещение диаграммы.

В последнем окне Мастера диаграмм можно выбрать, поместить ли диаграмму в рабочий лист или создать ее на отдельном листе.

IV. Закрепление. Практическая работа.

Учащиеся получают задание на инструкционных картах. Им необходимо построить по полученным данным диаграммы и проанализировать их.(задание см. в приложении 3)

V. Итоги урока.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Итог урока подводится в виде игры “Крестики-нолики”. Класс делится на две группы “Крестики” и “Нолики”. Каждая группа выбирает номер клеточки и получает вопрос с этим номером. Если ответ верный группа ставит в эту клетку либо крестик, либо нолик. Если ответ неверный право хода передается второй команде. Побеждает команда, которая первой поставить три крестика или нолика в линию.

Вопросы командам:

1. Дать определение электронных таблиц;

2. В чем заключается особенность электронных таблиц?

3. Где применяются электронные таблицы?

4. Что такое диаграмма?

5. Что необходимо для построения диаграммы

6. Адресация ячеек в электронных таблицах.

7. Что такое диапазон ячеек?

8. Способы выделения:

строки;

столбца;

9. Способы выделения:

диапазона ячеек;

Заключение
 Организация экономического образования – длительный процесс, который потребует многолетнего периода осмысления, подготовки и выработки программы действий в масштабе как всей страны, так и отдельной школы. На начальном этапе недопустимо навязывание шаблонов и унитарных программ, требуется время для апробации различных вариантов и методов работы с детьми разных возрастных групп. В этой связи Министерство образования не ставило своей целью ввести во всех школах России единообразные программы и учебники; в качестве пробных, факультативных, экспериментальных и т.п. рекомендовано большое их количество для различных типов общеобразовательных учебных заведений. Обобщение опыта российских и зарубежных специалистов позволило в 1996 г. рекомендовать школам России новую программу "Современная экономика", разработанную в четырех вариантах.

Экономическая подготовка стала сегодня составной частью общего образования. Прежде всего это нашло выражение в экономизации всех общеобразовательных дисциплин. Поскольку до настоящего времени в стране отсутствовало специальное издание по проблемам школьной экономики, то публикации по данной тематике вошли чуть ли не во все периодические издания для школы. Экономические знания заняли прочное место в школьных курсах "Экономика семьи", "Экономика сельскохозяйственного труда", "Экономика фермерского хозяйства". Подобная тенденция характерна и для всех промышленно развитых стран мира. Экономика как никакой иной объект изучения позволяет устанавливать межпредметные и преемственные связи в экономической подготовке школьников.

Большинство школ в стране более или менее успешно приступили к изучению экономики, предпринимательства и бизнеса, как правило, на базе 9-11 классов общеобразовательных школ. На этом уровне наибольшее распространение получил учебник И. Липсица "Экономика без тайн", для реализации и методического обеспечения которого издано несколько пособий, в частности, "Экономика в тестах и задачах" А.Мицкевича. Пособие позволяет использовать материал как в классной, так и во внеклассной работе для проведения олимпиад, конкурсов, использовать задания для школ с математическим уклоном.

В данной курсовой работе ставились цели раскрытия профильного образования с экономическим уклоном, рассмотрение организации профильного обучения в школе. Как нельзя дважды войти в одну реку, так нельзя провести два одинаковых урока. И были разработаны два начальных урока знакомства с Excel и применение его в экономике для вычислений и анализа данных. Второй урок был посвящен как раз диаграмма – визуальному представлению результатов анализа экономических данных.

Список используемой литературы
1.      Елена Бродская. Выбирай, что изучать. Парламентская газета.31.08.2005

2.      Информатика: 10 – 11 класс / Под ред. Н.В.Макаровой. СПб: Издательство “Питер”, 2000.

3.      Информатика: Практикум по технологии работы на компьютере / Под ред. Н.В.Макаровой. М.: “Финансы и статистика”, 2000

4.      Курс экономики : Учебник . Основы предпринимательства . - М.,1997

5.      Магера Т. Толерантное сознание в молодежной среде // Песс-Релиз. 2000. № 3.

6.      Мицкевич А. Школьное экономическое образование: что сделано и что делается /краткий очерк// Росс.эконом.журнал.1993. № 1.

7.      Пинский А.А. Правительственная стратегия реформирования школы. М.: Стратегия, 2003.

8.      Полякова В.А. Сасова И.А. Непрерывное экономическое образование //Педагогика. 1994. № 4.

9.      Райзберг В. Экономике учить и учиться // Народное образование. 1992. № 9-10.

10. Романова Н.И. Углубленное изучение экономики в школе // Школа и производство. 1993. № 5.

11. Российская педагогическая энциклопедия. М.: «Большая российская энциклопедия». 1993. Т.1

12. Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей. М.: Наука, 1995.

Приложения
Приложение 1
Лабораторная работа “Табличный процессор Microsoft Excel ”

При работе с большим количеством информации большую роль играет наглядность отображения данных и необходимость быстро производить вычислительные операции с этими данными. Поэтому часто для работы информацию представляют в виде таблицы.

Запиши в тетрадь:

! Программа Microsoft Excel предназначена для обработки электронных таблиц.

! Основные возможности программы:

проведение различных высчислений с использованием формул и функций;

возможность исследования характера изменений данных;

возможность выбора данных по какому – либо признаку;

построение графиков и диаграмм.

Способы запуска программы:

1. Через главное меню программы: Пуск/Программы/ Microsoft Excel

2. Найти загрузочный файл этой программы Еxcel.exe и запустить его. Поиск можно произвести командой Пуск/Поиск/...

3. Для быстрого запуска программы можно создать на рабочем поле ярлык этой программы.

4. Сделать двойной щелчок по значку документа, созданного в программе Microsoft Excel.

Посмотрите на внешний вид экрана MS Excel. Его внешний вид похож на внешний вид программы MS Word.

Попробуй вспомнить за что отвечает каждый из обозначенных значков и тихо обсуди ответы с рядом сидящим товарищем.



 

Проверьте свои ответы:

1 – системный значок;

2 – строка заголовка;

3 – строка меню;

4 – панель форматирования;

5 – панель стандартная;

6 – рабочая область;

7 – строка состояния;

8 – полосы прокрутки;

9 – кнопка “свернуть” рабочую книгу;

10 – развернуть рабочую книгу;

11 – развернуть программу MS Excel;

12 – закрыть рабочую книгу;

13 – закрыть программу MS Excel

Запиши в тетрадь:

Рабочей книгой называют файл с расширением .XLS. Каждая рабочая книга может содержать от одной до 255 рабочих листов. На рисунке они накладываются один на другой. Поэтому виден только 1 рабочий лист, а от следующих нам видны только ярлычки.

Каждый рабочий лист имеет стандартное имя-ярлык: "Лист 1" … "Лист n", которое может быть изменено по желанию пользователя. Рабочий лист состоит из строк и столбцов. Строки нумеруются от 1 до 65536. Столбцы обозначаются односимвольными и двухсимвольными буквами латинского алфавита: A, B, C, … AA, AB, … AZ, … IV. Всего на рабочем листе располагается 256 столбцов.

!Пересечение строки и столбца называется ячейкой (клеткой).

Каждая ячейка имеет адрес, заданный заголовком столбца и строки, например: A45, DF4567. Поэтому на рабочем листе может находиться 16 млн. ячеек.

Ячейка, на которой стоит курсор, называется текущей ячейкой.

Диапазон ячеек (блок) – прямоугольная часть таблицы Excel. Например, А2:В6

Способы перемещения по рабочей книге.

Попробуйте понажимать на стрелки “вправо”, “влево”, “вверх” и “вниз”. Обратите внимание, как меняется внешний вид рабочего листа. Нажмите на клавиши “Page Up” и “Page Down”. Вновь обратите внимание на происходящие изменения на экране.

Попробуем создать таблицу, похожую на ту, что изображена на рисунке ниже:

Введите в В1 текст Web-Страница; А3 –Годовой доход, А5 – Прирост оборота, А6 – Реклама, А7 – Покупка модема, А8 – Оплата Web-дизайнера, А9 – Оплата Web-мастера, А11 – Годовая эффективность.

Вы видите, что текст не входит в размер ячейки. Выделите ячейки от А1 до А11. Выберите Формат / Столбец / Автоподбор ширины.



Автоподбор ширины можно сделать и потом уже после ввода текста во все ячейки, но их надо будет предварительно выделить: выделите ячейки от А1 до D11 и выберите Формат / Автоподбор …

В диалоговом окне представлены различные форматы. Выберите к примеру Классический1. Нажмите ОК. Выделите ячейки от А1 до D1. Обозначить этот диапазон можно так: (А1:D1) Выберите Ж на панели инструментов Форматирование и он станет набран полужирным шрифтом. Щелкните на ячейке А1 и перетащите указатель мыши вправо до конца таблицы. Сделайте так, чтобы текст в столбце отображался по центру, шрифт Courier New, размер шрифта – 10, начертание ячеек А3 и А11– Полужирное.

Прирост оборота от создания Web – страницы намечается в размере 10%.



Использование рекламы на данной странице принесет тоже 10% от Прироста оборота. Покупка модема обойдется в 14800 тенге. Зарплата дизайнера – 6000, а мастера – 5000. Следовательно, при расчете Годовой эффективности необходимо сложить Годовой прирост, Доход от рекламы, вычесть затраты на покупку модема, зарплату дизайнеру и мастеру.

! ВВОД ФОРМУЛ НАЧИНАЕТСЯ СО ЗНАКА =.

Введите формулы согласно рисунка справа.

Сохраните файл в папке “Мои документы” под именем “Web-страница”: Файл / Сохранить / найти папку “Мои документы” и введите имя файла Web-страница. Закройте программу MS Excel: Файл / Выход.

Войдите в программу MS Excel: Пуск / Программы / Microsoft Excel. Откройте файл Web-страница: Файл / Открыть / Web-страница.



Добавим заголовок “Годовая эффективность использования Web – страницы”. Для этого вставим строку 1. Щелкните по номеру строки “1”. Строка выделится другим цветом. Вставка / Строки. В ячейку А1 введите текст заголовка “Годовая эффективность использования Web – страницы”. Выделите ячейки А1 и В1. Щелкните на кнопке “Объединить и поместить в центре” на панели инструментов Форматирование. Произошло слияние выделенных ячеек в одну. Эту же операцию можно было произвести и другим способом: выделить ячейки А1 и В1, нажать на правую кнопку мыши, в контекстном меню “Формат ячеек”, вкладку “Выравнивание”, поставить флажки около “перенос по словам” и “объединение ячеек”. См. рисунок.



На ярлычке после двойного щелчка вместо надписи “Лист 1” введем название газеты “Голос народа”.

Обратите внимание: для этой газеты неэффективно использовать Web – страницу.

Рассмотрим второй вариант – использование Web – страницы газетой “Спектр”. Выделите всю таблицу с заголовком (А1:В12). Правка / Копировать. Щелкните по ярлыку с надписью “Лист2”. Установите курсор в клетке А1. Правка / Вставить. На ярлычке после двойного щелчка вместо надписи “Лист 2” введем название газеты “Спектр”. Для выделенной таблицы выполните действия: Формат / Автоформат / Финансовый2. В ячейку В4 – 500 000.

Обратите внимание: для этой газеты эффективно использовать Web – страницу.

Автоформат / Финансовый2. В ячейку В4 – 500 000.

Обратите внимание: для этой газеты эффективно использовать Web – страницу.

Получается, что изменение значения в ячейке В4 автоматически изменило значения во всех остальных ячейках столбца В.

Рассчитаем годовую доходность для вашей газеты для этого наведите курсор так, как показано на рисунке:



Выделиться вся таблица. Щелчок по значку “Копировать” на панели Форматирования. Щелкните по ярлыку с надписью “Лист3”. Установите курсор в клетке А1. Щелчок по значку “Вставить” на панели Форматирования. На ярлычке после двойного щелчка вместо надписи “Лист 3” введем название вашей газеты. Изменяя значение только ячейки В4 добейтесь того, чтобы эффективность была равна 0, затем 15 000.



Задание: Вы – заведующий детского садика. Вам надо сформировать подарки к Новому году. В подарок должны войти конфеты, которые перечислены в таблице. Их стоимость тоже известна и изменению не подлежит. Вам надо уложиться в 10 000 тенге. Изменяя только данные столбца С (от С4 до С7), добиться в итоге сумму в 10 000 тенге. Начальное количество конфет в кг.: “Ласточка” – 1, “Мишка” – 2, “Весна” – 3, “Гусиные лапки” –4.

Сделай самостоятельно.

После того, как вы введете формулу в ячейку D4, сделайте ячейку D4 активной и, добившись того, что правый нижний угол прямоугольника примет вид крестика, удерживая левую кнопку мыши перетащите курсор до ячейки D7. Это позволит автоматически скопировать формулы

Запомни, изменять можно только данные столбца С.

Запиши в тетрадь:

Способы выделения диапазона:

Одного диапазона:

Выделить ячейку, являющуюся углом выделяемого диапазона, а затем, удерживая клавишу Shift щелкнуть ячейку диагонально противоположную.

Выделить ячейку, являющуюся одним из углов диапазона, а затем, удерживая левую клавишу мыши выделить диапазон.

Выделение несмежных диапазонов:

Выделить один из диапазонов, а затем выделять все следующие диапазоны с нажатой клавишей Ctrl.

Выделение рабочего листа:

Щелкнуть кнопку, находящуюся в левом верхнем углу рабочего листа на пересечении заголовков строк и столбцов, или клавишами Ctrl + Shift + пробел.

Редактирование данных в ячейке одним из следующих способов:

Двойной щелчок по ячейке.

Нажать клавишу F2.

С помощью строки формул (одинарный щелчок по данным в строке формул).



Рейтинговая домашняя работа.

Вам надо набрать максимум 5 баллов. Для этого можно решить те задачи, которые соответствуют в сумме той оценке, которую Вы бы хотели получить за домашнюю работу.

1. В какие ячейки следующих таблиц заносятся числа, а в какие – формулы? Если есть несколько вариантов ответов, то рассмотреть их все (а – 1 балл, б – 1 балл).

А)  

А

В

С

1

Цена единицы товара

Количество товара

Стоимость

2

 

 

 

 

 

 

 

Б) 

А

В

С

1

Длина пути

Скорость

Время в пути

2

 

 

 

2. В какой из таблиц предыдущей задачи (а или б) могут быть введены выведены следующие числа в режиме отображения значений? (2 балла)

 

А

В

С

1

?

?

?

2

150

30

5

3. Найти высоту трапеции, если известны её основания (5см и 3 см) и площадь (4 кв. см). В какие ячейки таблицы заносятся числа, а какие – формулы? Заполнить таблицу исходными данными и формулами (3 балла).

 

А

В

С

D

1

А – основание трапеции

В – основание трапеции

Н – высота трапеции

S – площадь трапеции

2

 

 

 

 

4. Придумать и сформулировать условие задачи, для решения которой можно использовать следующую таблицу (5 баллов).

 

А

В

1

15

=А1/А4*100

2

30

=А2/А4*100

3

10

=А3/А4*100

4

=А1+А2+А3

 

Приложение 2
КОНТРОЛЬНЫЙ     ЛИСТ  (вариант № 1)

1. Расставьте рядом с названиями элементов окна программы MS Excel соответствующие номера. 

1                 2            3        4          5             6          7          8                  9      10        11       12    13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.      рабочая область;

2.      строка состояния;

3.      полосы прокрутки;

4.      развернуть программу  MS Excel;

5.      кнопка «свернуть» рабочую книгу;

6.      панель стандартная;

7.      заголовок столбца;

8.      системный значок;

9.      строка заголовка;

10. строка меню;

11. панель форматирования;

12. развернуть рабочую книгу;

13. закрыть рабочую книгу;

14. заголовок строки;

15. ярлычок листа;

16. закрыть программу MS Excel;

17. строка формул;

18. активная ячейка.




2. Поставьте знак «+»  под документом, который создан в программе MS Excel .
 

Впишите тип данных в прорези:

   А5 + 4                       17,43                          число 45                      =В4*5

 



С помощью рисунка ответьте на вопросы:  
А)  Имя документа, с которым ведется работа?

 

Б) На какой ячейке стоит курсор?

 

В) Какой текст введен в активную ячейку?

 



 



Сколько листов в файле «Прайс-лист»?
6.  Как называется лист, с которым работает пользователь на рисунке выше?

 

 


Приложение 3
Задание 1.

Открыть рабочую книгу MS Excel.

Внести данные в таблицу.

По данным столбцов Товар и Цена построить гистограмму.

По данным столбцов Товар и Количество построить круговую диаграмму.

По данным столбцов Товар и Осталось дней построить линейный график.



Товар

Цена

Количество

Сумма

Срок годности

Осталось дней

1

Сникерс

15

198

2970

15.05.2005

25

2

Марс

12

236

2832

30.06.2005

45

3

Баунти

12,5

504

6300

01.04.2005

21

4

Твикс

11

407

4477

15.07.2005

60

5

Шок

8

311

2488

15.06.2005

35

6

Спрайт

17

450

7650

01.09.2005

90

7

Кока-кола

21

300

6300

01.08.2005

75

8

Фанта

18

550

9900

15.07.2005

60

Задание 2.

Открыть Лист 2 рабочей книги MS Excel.

Внести данные в таблицу.

По данным столбцов Источник информации и Названия городов построить гистограмму.

По данным столбца Итоги построить круговую диаграмму.

Источник информации

Москва

С.-Петербург

Белгород

Итоги

(ср.знач.)

Справочники

16

10

8

11,33

Советы знакомых

56

48

75

59,67

Телевидение

60

45

50

51,67

Радио

20

29

12

20,33

Газеты

29

23

26

26

Реклама

5

10

10

8,333

Объявления

4

6

5

5

Советы продавца

23

18

20

20,33

Проанализировать полученные диаграммы и ответить на следующие вопросы в тетради:

Укажите три источника информации, которые используют большинство жителей этих городов;

Какой источник информации пользуется наибольшей популярностью:

а) в Москве;

б) в С.-Петербурге;

в) в Белгороде;

Укажите два источника информации, которыми пользуются меньше всего жители всех трех городов.
Ресурсы
Банк курсовиков
Курсовые работы по разным предметам вузовской программы специально для студентов.
Вы можете бесплатно скачать готовые курсовые проекты на различные темы.
Банк готовых курсовых работ сэкономит время и силы при их выполнении.
Реклама
Скачать курсовую работу
Материалы




Курсовые работы - на различные темы для помощи студентам по разным предметам вузовской программы