Введение
Одним из новых для педагогики является понятие
«технологии», часто встречающиеся в
педагогической литературе (научной,
публицистической, учебной).
Появление этого термина из сферы информационных
технологий и направления исследований в
педагогике не является случайностью.
Распространение термина «технологии» в сфере
образования имеет под собой серьезные
объективные причины.
В любой сфере деятельности человека создание и
широкое использование технологий ведет к
усилению возможностей и повышению потенциала
данной сферы, а также к опосредованному развитию
других смежных сфер человеческой деятельности.
Педагогика не является исключением.
Цель данной работы – раскрыть сущность понятия
«педагогическая технология».
Для достижения этой цели необходимо решить
следующие задачи:
· Остановиться на понятии «технология»;
· Рассмотреть историю становления и
развития «педагогической технологии»;
· Выявить основные параметры классификации
«педагогических технологий»;
· Выделить основные признаки педагогических
технологий.
Актуальность работы состоит в том, что
педагогические технологии в настоящее время
находятся на этапе развития и объединения в
единую научную дисциплину, поэтому вопрос о
раскрытии сущности педагогической технологи,
определении ее основных признаков и элементов
является для нас интересным.
Глава 1. Сущность понятия «технология»
Педагогические технологии – качественно новая
ступень в развитии «производственного аппарата»
педагогики. Понятие технология (от греческого
techne – искусство, мастерство, умение, logos -
учение) имеет множество трактовок.
Исторически понятие «технология» возникло в
связи с техническим прогрессом и согласно
словарным толкованиям представляет собой
совокупность знаний о способах и средствах
обработки материалов. Остановимся на некоторых
из них.
В энциклопедическом словаре дается следующее
определение: технология – это «совокупность
методов обработки, изготовления, изменения
состояния, свойств, формы сырья, материала или
полуфабриката, осуществляемых в процессе
производства продукции» [16, с.1338].
В толковом словаре живого великорусского языка
В.Даля под технологией понимается «совокупность
приемов, применяемых в каком – либо деле,
мастерстве, искусстве»[3, c 404].
В толковом словаре С.И.Ожегова технология
рассматривается как совокупность
производственных процессов в определенной
отрасли производства, а также научное описание
способов производства, ср.: «Технология – это
одновременно система совокупности знаний,
умений, навыков, методов, способов деятельности
и алгоритм, научная разработка решения каких –
либо проблем» [8, с.708].
Содержание понятия «технология» раскрывается и
уточняется в зависимости от области человеческой
деятельности.
Технология – это не просто совокупность методов,
все они направлены на получение конкретной
продукции.
С этой точки зрения С.А.Смирнов останавливается
на более точном определении, отражающем суть
процесса, которое дается в учебнике «Основы
менеджмента» М.Х.Мельсон, ср.:
«Под технологией подразумевается любое средство
преобразования исходных материалов – будь то
люди, информация или физические материалы для
получения желаемой продукции или услуг» [10,
с.247].
Таким образом, подчеркивает Смирнов, под
технологией надо понимать совокупность и
последовательность методов и процессов
преобразования исходных материалов, позволяющих
получить продукцию с заданными параметрами [10,
с.247].
Научно – технический прогресс к концу XX века
обусловил технологизацию не только
многочисленных отраслей производства, он
неумолимо вторгся в сферу культуры, гуманитарных
областей знаний.
С развитием науки и техники значительно
расширились возможности человека, появились
новые технологии (промышленные, электронные,
информационные) с колоссальными обучающими
ресурсами.
Появляются новые технические, аудиовизуальные
средства с присущими им новыми методиками,
которые становятся неотъемлемым компонентом и
образовательного процесса, внося в него
определенную специфику.
Все созданные и используемые сегодня технологии
разделяются на два вида: промышленные и
социальные.
К промышленным технологиям относятся технологии
переработки природного сырья (нефть, руда,
древесина) или полученных из него полуфабрикатов
(готовый металл, прокат, детали изделий и т.п.).
Социальной технологией называют технологию, в
которой исходным и конечным результатом
выступает человек, а основным параметром,
который подвергается изменению – одно или
несколько его свойств (например, технология
обучения учащихся, построенная на основе
компьютерных программных средств).
Современное понятие «технология» является
содержательным обобщением и имеет три основных
аспекта:
· научный – технология является научно
разработанным решением определенной проблемы,
основывающимся на достижениях психолого –
педагогической теории и передовой практики;
· формально – описательный – технология – это
модель, описание целей, содержания методов и
средств, алгоритмов действий, применяемых для
достижения планируемых результатов;
· процессуально – действенный – технология есть
сам процесс осуществления деятельности,
последовательность и порядок функционирования и
изменения всех его компонентов, в том числе
объектов и субъектов деятельности.
Таким образом, технология представляет собой
процесс последовательного, пошагового
осуществления, разработанного на научной основе,
решения какой – либо производственной или
социальной проблемы.
Глава 2. История развития педагогической
технологии
Впервые в двадцатые годы термин «педагогическая
технология» упомянут в работах по педологии,
основанных на трудах по рефлексологии
(И.П.Павлов, В.М.Бехтерев, А.А.Ухтомский).
В это же время распространилось и другое понятие
– «педагогическая техника», которая в
Педагогической энциклопедии тридцатых годов была
определена как совокупность приемов и средств,
направленных на четкую и эффективную организацию
учебных занятий.
К педагогической технологии было отнесено также
умение оперировать учебным и лабораторным
оборудованием, использовать наглядные пособия.
В сороковые - пятидесятые годы, когда началось
внедрение в учебный процесс обучения технических
средств, появился термин «технология
образования», который в последующие годы под
влиянием работ по методике применения различных
ТСО модифицировался в «педагогические
технологии».
Именно к середине пятидесятых годов XX века
исследователи относят массовую разработку и
внедрение педагогических технологий и связывают
это с возникновением технологического подхода к
обучению в американской, а затем и в европейской
школе.
В середине шестидесятых годов возникло два
направления: «технические средства в обучении»,
«технология учебного процесса».
Первоначально под педагогической технологией
понималась технизация учебного процесса. Первым
детищем этого направления и одновременно
фундаментом, на котором выстраивались
последующие этажи педагогической технологии,
было программированное обучение.
К концу семидесятых годов – началу восьмидесятых
вследствие развития техники и начавшейся затем
за рубежом компьютеризации обучения понятия
«технология обучения» и «педагогическая
технология» все чаще стали осознаваться как
система средств, методов организации и
управления учебно-воспитательным процессом.
При этом были выделены две стороны
педагогической технологии: применение системного
знания для решения практических задач и
использование в учебном процессе технических
устройств.
Под давлением технологического опыта других
отраслей педагогические технологии обретают
новые возможности воздействовать на традиционный
процесс обучения и влиять на его эффективность.
В связи с этим педагогическая технология
рассматривалась как область знания, включающая
методы, средства обучения и теорию их
использования для достижения целей обучения.
Технология обучения – понятие близкое, но не
тождественное педагогической технологии,
поскольку оно отражает путь освоения конкретного
учебного материала в рамках определенного
предмета, темы, вопроса и в пределах избранной
технологии.
Дальнейшее развитие исследователей в области
педагогической технологии расширило ее
понимание, что отразилось в многочисленных
различных определениях этого понятия.
Так, по мнению, многих отечественных педагогов
(Беспалько В.П., Журавлева В.И., Кларина М.В.)
технология обучения – это составная часть
системы обучения, связанная с дидактическими
процессами, средствами и организационными
формами обучения.
В психолого-педагогической литературе можно
встретить три основных подхода к определению
технологии обучения.
При первом подходе под технологией часто
подразумевают частную методику по достижению
отдельно поставленной цели.
Приравнивая технологию к частной методике,
авторы данного подхода опираются на одну из
важнейших характеристик технологии – они
подчеркивают, что это способ достижения любой
конкретной цели.
Сторонники второго подхода под технологией
подразумевают педагогическую систему в целом.
В русле третьего подхода технологию
рассматривают не просто как методику или
педагогическую систему, а как оптимальную для
достижения заданной цели методику или систему,
как некий алгоритм.
Технология обучения - это определенный способ
обучения, в котором основную нагрузку по
реализации функций обучения выполняет средство
обучения под управлением человека [10, с.251].
Создание высокоэффективных технологий обучения
позволяет, с одной стороны, повысить
эффективность освоения учебного материала и, с
другой стороны, педагогам уделять больше
внимания вопросам индивидуального и личностного
роста учащихся, направлять их творческое
развитие.
Таким образом, технология обучения:
· повышает производительность труда учителя;
· способствует тому, что контроль
результативности обучения каждого учащегося и
система обратной связи позволяют обучать
учащихся в соответствии с их индивидуальными
возможностями и складом характера;
· освобождает время учителя посредством
перекладывания основных функций обучения на
средства обучения, в результате он больше
внимания может уделить вопросам индивидуального
и личностного развития учащихся;
· так как для любой технологии цель определяется
очень точно, то использование объективных
методов контроля дает возможность снизить роль
субъективного фактора при проведении контроля;
· создание технологий обучения позволяет снизить
зависимость результата обучения от уровня
квалификации учителя, что открывает возможности
для выравнивания уровней освоения учебной
дисциплины учащимися во всех образовательных
учреждениях;
· технологизация создает предпосылки для решения
проблемы преемственности образовательных
программ школьного и профессионального
образования.
С термином «педагогическая технология» связано и
понятие «технологический подход к обучению»,
которое, как подчеркивает М.В.Кларин, ставит
целью сконструировать учебный процесс,
отправляясь от заданных исходных установок
(социальный заказ, образовательные ориентиры,
цели и содержание обучения).
В технологическом подходе к обучению выделяют
следующие этапы:
· постановка целей и их максимальное уточнение с
ориентацией на достижение результатов;
· подготовка учебных материалов и организация
всего хода обучения в соответствии с учебными
целями;
· оценка текущих результатов;
· коррекция обучения, направленная на
достижение поставленных целей;
· заключительная оценка результатов [5, с.4].
Источниками развития педагогической технологии,
как утверждает О.Епишева, являются:
1. Психология, психологические концепции
усвоения и научения – бихевиоризм, теория
поэтапного формирования умственных действий,
теория учебной деятельности.
2. Производственные процессы и конструкторские
дисциплины, связывающие тем или иным способом
технику и человека, составляющие систему
«человек – техника - цель».
В этом смысле технология определяется как
совокупность методов обработки, изготовления,
изменения состояния, свойства, формы сырья,
материала в процессе производства продукции.
3. Педагогика. [4, с. 36]
Понятие «педагогическая технология» в последнее
время получает все более широкое распространение
в теории обучения.
Именно в этом смысле термин «технология» и его
вариации «технология обучения», «образовательные
технологии», «технологии в обучении»,
«технологии в образовании» стали использоваться
в педагогической литературе и получили множество
формулировок в зависимости от того как авторы
представляют структуру и составляющие
образовательно-технологического процесса.
Глава 3. Классификация педагогических технологий
В теории и практике работы школ сегодня
существует множество вариантов учебно –
воспитательного процесса.
Каждый автор и исполнитель привносит в
педагогический процесс что – то свое,
индивидуальное, в связи с чем говорят, что
каждая конкретная технология является авторской.
Однако многие технологии по своим целям,
содержанию, применяемым методам и средствам
имеют достаточно много сходства и по этим общим
признакам могут быть классифицированы в
несколько обобщенных групп.
1. По научной концепции усвоения опыта выделяют:
· ассоциативно – рефлекторные технологии;
· бихевиористские технологии;
· развивающие технологии и т.д.
2. По ориентации на личностные структуры:
· информационные технологии (формирование
школьных знаний, умений, навыков по предметам);
· операционные технологии (формирование способов
умственных действий);
· эмоционально – художественные и эмоционально –
нравственные технологии (формирование сферы
эстетических и нравственных отношений);
· технологии саморазвития (формирование
самоуправляющих механизмов личности);
· эвристические технологии (развитие творческих
способностей);
· прикладные технологии (формирование действенно
– практической сферы).
3. По характеру содержания и структуры выделяют
следующие технологии:
· обучающие и воспитывающие;
· светские и религиозные;
· общеобразовательные и профессионально –
ориентированные;
· гуманитарные и технократические;
· различные отраслевые;
· частнопредметные;
· монотехнологии (весь учебно-воспитательный
процесс строится на какой – либо одной
приоритетной доминирующей идее, концепции);
· комплексные (политехнологии) (комбинируются из
элементов различных монотехнологий);
· проникающие технологии (технологии, элементы
которых наиболее часто включаются в другие
технологии и играют для них роль катализаторов,
активизаторов).
1.По типу организации и управления
познавательной деятельностью В.П.Беспалько
предложена классификация педагогических систем
(технологий).
Взаимодействие учителя с учеником (управление)
может быть разомкнутым (неконтролируемая и
некорректируемая деятельность учащихся);
цикличным (с контролем, самоконтролем и
взаимоконтролем); рассеянным (фронтальным) или
направленным (индивидуальным); ручным
(вербальным) или автоматизированным (с помощью
учебных средств).
2.Сочетание этих признаков определяет следующие
виды технологий (дидактических систем):
· классическое лекционное обучение (управление
разомкнутое, рассеянное, ручное);
· обучение с помощью аудиовизуальных технических
средств (разомкнутое, рассеянное,
автоматизированное);
· система «консультант» (разомкнутое,
направленное, ручное);
· обучение с помощью учебной книги (разомкнутое,
направленное, автоматизированное);
· система «малых групп» (цикличное, рассеянное,
ручное) – групповые, дифференцированные способы
обучения.
· компьютерное обучение (цикличное, рассеянное,
автоматизированное);
· система «репетитор» (цикличное, направленное,
ручное) – индивидуальное обучение;
· «программное обучение» (цикличное,
направленное, автоматизированное), для которого
имеется заранее составленная программа.
3.В практике обычно выступают различные
комбинации этих «монодидактических» систем,
самыми распространенными из которых являются:
· традиционная классическая классно – урочная
система, представляющая комбинацию лекционного
способа изложения и самостоятельной работы с
книгой (дидахография);
· современное традиционное обучение,
использующее дидахографию в сочетании с
техническими средствами;
· групповые и дифференцированные способы
обучения, когда педагог имеет возможность
обмениваться со всей группой, а также уделять
внимание отдельным учащимся в качестве
репетитора;
· программированное обучение, основывающееся на
адаптивном программном управлении с частичным
использованием всех остальных видов.
4.Принципиально важной стороной в педагогической
технологии является позиция ребенка в
образовательном процессе, отношение к ребенку со
стороны взрослых. Здесь выделяются несколько
типов технологий:
· авторитарные технологии, в которых педагог
является единоличным субъектом учебно –
воспитаельного процесса, а ученик есть лишь
«объект».
· дидактоцентрические технологии отличаются
высокой степенью невнимания к личности ребенка,
в них господствуют субъект – объектные отношения
педагога и учащихся, приоритет обучения над
воспитанием, самыми главными факторами
формирования личности считаются дидактические
средства.
· личностно – ориентированные технологии ставят
в центр всей школьной образовательной системы
личность ребенка, обеспечение комфортных,
бесконфликтных и безопасных условий ее развития,
реализации ее природных потенциалов. Личность
ребенка приоритетна, она является целью
образовательной системы. Они характеризуются
антропоценричностью, гуманистической и
психотерапевтической направленностью и имеют
целью разностороннее, свободное и творческое
развитие ребенка.
· гуманно – личностные технологии отличаются
своей гуманистической сущностью,
психотерапевтической направленностью на
поддержку личности.
· технологии сотрудничества реализуют
демократизм, равенство, партнерство в субъект –
субъектных отношениях педагога и ребенка.
· технологии свободного воспитания делают акцент
на предоставление ребенку свободы выбора и
самостоятельности в большей или меньшей сфере
его жизнедеятельности.
· эзотерические технологии основаны на учении об
эзотерическом («неосознаваемом»,
подсознательном) знании - Истине и путях,
ведущих к ней. Педагогический процесс – это не
сообщение, не общение, а приобщение к Истине.
5. Способ, метод, средство обучения определяют
названия многих существующих технологий:
· догматические;
· репродуктивные;
· объяснительно – иллюстративные;
· технологии программированного обучения;
· технологии проблемного обучения;
· технологии развивающего обучения;
· технологии саморазвивающего обучения;
· диалогические;
· коммуникативные;
· игровые;
· творческие.
6.По категории учащихся наиболее важными
являются:
· массовая (традиционная) школьная технология;
· технология продвинутого уровня (углубленного
изучения предметов, гимназического, лицейского,
специального образования);
· технология компенсирующего обучения
(педагогической коррекции, поддержки,
выравнивания);
· различные виктимологические технологии (сурдо,
орто, тифло, олигофренопедагогика);
· работа с отклоняющимися (трудными и
одаренными) детьми в рамках массовой школы.
7.По направлению модернизации традиционной
системы можно выделить следующие группы
технологий:
· педагогические технологии на основе
гуманизации и демократизации педагогических
отношений. Это технологии, приоритетом которых
являются личностные отношения, индивидуальный
подход. Они характеризуются нежестким
демократическим управлением и яркой гуманитарной
направленностью содержания (к ним относятся
педагогика сотрудничества, гуманно – личностная
технология Ш.А.Амонашвили, система преподавания
литературы как предмета, формирующего человека,
Е.Н.Ильина);
· педагогические технологии на основе
активизации и интенсификации деятельности
учащихся (игровые технологии, проблемное
обучение, технология обучения на основе
конспектов опорных сигналов В.Ф.Шаталова,
коммуникативное обучение Е.И.Пассова);
· педагогические технологии на основе
методического усовершенствования и
дидактического реконструирования учебного
материала (технология «диалог культур»
В.С.Библера и С.Ю.Курганова, система «Экология и
диалектика» Л.В.Тарасова);
· природосообразные, использующие методы
народной педагогики, опирающиеся на естественные
процессы развития ребенка (обучение по
Л.Н.Тостому, воспитание грамотности по А.Кушниру
и др.);
· альтернативные методы: вальдорфская педагогика
Р.Штейнера, технология свободного труда С.Френе
и др.);
· многие из действующих систем авторских школ
(из наиболее известных «Школа самоопределения»
А.Н.Тубельского, «Русская школа» И.Ф.Гончарова,
«Школа – парк» М.Балабана и др.).
Глава 4. Основные признаки педагогических
технологий
4.1 «Педагогические технологии» в литературе
предмета
В литературе предмета на данном этапе нет
единого мнения по поводу педагогической
технологии, эти расхождения касаются определения
педагогической технологии, диагностических
целей, различных ее характеристик.
Проникнув в педагогический лексикон, понятие
технологии вызвало к жизни новые направления в
педагогической теории и практике.
С одной стороны, исследователи отмечают, что
понятие «образовательная технология» (технология
в сфере образования), представляется несколько
более широким, чем понятие «педагогическая
технология» (относящееся к сфере педагогики),
ибо образование включает, кроме педагогических,
социально – политические, управленческие,
культурологические, психолого-педагогические,
медико-педагогические, экономические и другие
смежные аспекты.
С другой стороны, педагогика традиционно
охватывает и обучение, и воспитание, и развитие,
составляющие образование человека.
Кроме того, понятие «педагогическая технология»
относится ко всем разделам педагогики
(социальная, вузовская, индивидуальная,
коллективная, семейная, внешкольная, средовая,
производственная, коррекционная, лечебная,
педагогика здоровья и т.п.).
Г.К.Селевко дает следующее определение
педагогической (образовательной) технологии:
«это система функционирования всех компонентов
педагогического процесса, построенная на научной
основе, запрограммированная во времени и в
пространстве и приводящая к намеченным
результатам» [14, с.9].
Любая педагогическая технология охватывает
определенную область педагогической
деятельности, с, одной стороны, включает в себя
ряд соответствующих ее деятельностей (и
соответствующих технологий), с другой стороны,
сама может быть включена как составляющая часть
в деятельность (технологию) более широкого
(высокого) уровня.
В этой иерархии (вертикальной структуре) он
выделяет четыре соподчиненных класса
образовательных технологий, адекватных уровням
организационных структур деятельности людей и
организаций.
1. Метатехнологии представляют образовательный
процесс на уровне реализации социальной политики
в области образования (социально –
педагогический уровень). Это общепедагогические
(общедидактические, общевоспитательные)
технологии, которые охватывают целостный
образовательный процесс в стране, регионе,
учебном заведении. Например, технология
развивающего обучения, технология управления
качеством образования в регионе и т.д.
2. Макротехнологии, или отраслевые
педагогические технологии, охватывают
деятельность в рамках какой – либо
образовательной отрасли, области, направления
обучения или воспитания, учебной дисциплины
(общепедагогический, общеметодический уровни).
Например, преподавание учебного предмета,
технология компенсирующего обучения.
3. Мезотехнологии, или модульно – локальные
технологии, представляют собой технологию
осуществления отдельных частей (модулей) учебно
– воспитательного процесса или направленные на
решение локальных дидактических, методических
или воспитательных задач.
Например, технология отдельных видов
деятельности субъектов и объектов, технология
изучения данной темы, технология урока,
технология усвоения, повторения или контроля
знаний.
4. Микротехнологии нацелены на решение узких
оперативных задач и относятся к индивидуальному
взаимодействию субъектов педагогического
процесса (контактно – личностный уровень).
Например, технология формирования навыков
письма, тренингов по коррекции отдельных качеств
индивида.
Таким образом, педагогическая технология
функционирует и в качестве науки (область
педагогической теории), исследующей и
проектирующей наиболее рациональные пути
обучения, и в качестве системы алгоритмов,
способов и регулятивов деятельности, и в
качестве реального процесса обучения и
воспитания.
Она может быть представлена либо всем комплексом
своих аспектов, либо научной разработкой, либо
описанием программы действий, либо реально
осуществляться в практике процессом.
Согласно А.М.Кишниру, педагогика – это научно –
технологическая отрасль человекознания, целью
которой является оптимизация обучения и
воспитания человека на основе аксиоматики всех
человековедческих наук. Следовательно, одной из
важнейших функций педагогики является создание
(проектирование) оптимальных педагогических
технологий.
Любая современная технология представляет собой
синтез достижений педагогической науки и
практики, сочетание традиционных элементов
прошлого опыта и того, что рождено общественным
прогрессом, гуманизацией и демократизацией
общества.
Ее источниками и составляющими элементами
являются:
· социальные преобразования и новое
педагогическое мышление;
· наука: педагогика, психология; общественные, а
также технические науки;
· передовой педагогический опыт;
· достижения технического прогресса;
· опыт прошлого, отечественный и зарубежный;
· народная педагогика (этнопедагогика) [10,
с.253].
И.П.Подласый, подчеркивает важность
использования в педагогике различных технологий,
так как в практику теория внедряется с их
помощью.
В этом смысле технология – это система
алгоритмов, способов и средств, комплексное
применение которых ведет к заранее намеченным
результатам деятельности, гарантирует получение
продукта заданного количества и качества.
Он пытается выявить иерархию педагогических
технологий, опираясь на иерархию составных
частей, образующих образовательный процесс.
Первый, нижний ярус занимают технологии учебные,
выше – образовательные, воспитательные, затем –
общепедагогические, развивающие и формирующие.
УРОВНИ
ПРИМЕРЫ
педагогические
гуманистическая педагогика
развивающие
развивающая деятельность
воспитательные
свободное воспитание
образовательные
проблемное обучение
учебные
Отдельной строкой выписываются, как подчеркивает
И.П.Подласый, учительские технологии,
относящиеся к конкретным аспектам воспитания,
развития, обучения.
Отличительная их особенность – неразрывное
соединение с личным мастерством учителя,
собственным педагогическим почерком. Такие
технологии можно назвать авторскими, они почти
не доступны для повторения из – за уникального
отпечатка личности и тех условий, в которых они
применяются [12, с.14].
4.2.Диагностические цели педагогических
технологий
Взгляд на технологию как на процесс обучения,
построенный на основе средств обучения, ставит
ряд принципиальных ограничений на его
использование в педагогике.
Ввиду того, что технология предполагает
предварительное определение диагностической
цели, нужно определить, возможна ли установка
диагностической цели в образовании.
В соответствии с законом РФ «Об образовании»
само образование представляет собой совокупность
процессов обучения и воспитания.
В обучении такой диагностической целью может
выступать определенный объем учебного материала,
способов действий, которые необходимы школьнику
в дальнейшем при подготовке к профессиональной
деятельности. Качество усвоения конкретного
учебного материала легко поддается итоговому
контролю.
Таким образом, в обучении возможно построение и
использование на практике технологий.
С.А.Смирнов говорит о том, что использование
широко применяемого сочетания «педагогические
технологии» неправомерно, так как понятие
«педагогический» подразумевает не два процесса,
как в образовании (обучение и воспитание), а три
– обучение, воспитание, развитие.
Если в обучении возможно применение различных
технологий, то воспитание и развитие, как одни
из составляющих педагогики, не могут быть
организованы на технологическом уровне.
В воспитании диагностическую цель определить
сложно. Человек слишком многофакторная
структура, обладающая значительным количеством
как психических, так и личностных особенностей.
Так как образование представляет собой
совокупность двух процессов: обучения и
воспитания, а термин «технология» к процессу
воспитания неприменим, следовательно, сочетание
«образовательные технологии» использоваться не
может.
Процесс развития еще более сложный и менее
изученный, чем воспитание. Современный уровень
знаний в психологии и почти полное отсутствие
системных данных по другой стороне понятия
«развитие» - личностное не позволяет поставить
диагностическую цель в процессе развития [10,
с.249].
И.П. Подласый в статье «Где помогут технологии?»
по этому поводу отмечает, что в сфере воспитания
сегодня можно говорить только об элементах
технологизации, использование которых делает
воспитательный процесс более эффективным.
Простая и ясная процедура на производстве,
технология в школе приобретает такие сложные и
неожиданные признаки, что говорить об адекватной
производственной технологизации воспитания
невозможно.
1. В отличие от производственных процессов
процесс воспитания имеет целостный характер, его
трудно разделить на операции, осуществлять
педагогические воздействия в виде мелких шагов
или последовательного формирования отдельных
качеств. Воспитательные воздействия
осуществляются не по последовательно –
параллельной схеме, а комплексно.
2. С учетом этого крайне осторожно и взвешенно
должен решаться вопрос о привлечении к
воспитанию лиц, владеющих какими – то
«технологическими операциями» - методикой
формирования отдельных качеств.
3. За технологией в области воспитания
фактически остаются общие для всех этапы
(рубежи), которые необходимо преодолеть на пути
формирования личности.
При технологическом решении проблем воспитания
каждый воспитатель обязан пройти канонический
путь достижения цели, контролируя и корректируя
результаты в заранее определенных «узловых
точках». Между этими «точками» каждый действует
творчески, в зависимости от конкретных условий и
имеющихся возможностей.
Нынешняя практика воспитания, подчеркивает автор
статьи, находится в переходной стадии –
воспитатели еще не работают по хорошо отлаженной
научной технологии, но уже постепенно отходят от
замкнутого на индивидуальность интуитивного
решения воспитательных задач [12, с.11].
4.3. Технологический подход в педагогических
технологиях
Технология – это описание (алгоритм) процесса,
совокупность целей, содержания, методов и
средств для достижения планируемых результатов
обучения.
Технологический подход к учебному процессу
предполагает перевод педагогического замысла в
технологическую цепочку педагогических действий,
выстраиваемых строго в соответствии с целевыми
установками, переводимыми в форму конкретного
результата.
Технологический подход открывает новые
возможности для концептуального и
проектировочного освоения различных областей и
аспектов образовательной, педагогической,
социальной действительности, он позволяет:
· с большей определенностью предсказывать
результаты и управлять педагогическими
процессами;
· анализировать и систематизировать на научной
основе имеющийся практический опыт и его
использование;
· комплексно решать образовательные и социально
– воспитательные проблемы;
· обеспечивать благоприятные условия для
развития личности;
· уменьшать эффект влияния неблагоприятных
обстоятельств на человека;
· оптимально использовать имеющиеся в
распоряжении ресурсы;
· выбирать наиболее эффективные и разрабатывать
новые технологии и модели для решения
возникающих социально – педагогических проблем.
4.4. Описание и анализ педагогических
(образовательных) технологий
Выбор педагогом той или иной образовательной
технологии возможен при ее описании и анализе.
Остановимся на основных критериях
образовательных технологий.
1.Название технологии, отражающее главную
решаемую ею проблему, основные качества,
принципиальную идею, основные направления
модернизации учебно- воспитательного процесса
или характерную региональную ситуацию.
2. Идентификация данной технологии в
соответствии с принятой систематизацией.
· Вид педагогической технологии;
· Основные используемые философские
позиции;
· Отношение к факторам развития;
· Изложение особенностей применения научной
концепции;
· Ориентация технологии на определенную
сферу развития индивида;
· Принадлежность технологии к определенной
содержательной области;
· Указание преобладающих видов социально –
педагогической деятельности;
· Характеристика типа управления
педагогическим процессом;
· Применяемые организационные формы
педагогического процесса;
· Описание воспитательной ориентации и
подхода к человеку;
· Методы и средства, применяемые в
технологии, выделение преобладающих;
· Отнесение педагогической технологии к
какой-либо группе модернизации традиционных
технологий;
· Характеристика категорий континента, на
который направлена технология.
1.Целевые ориентации технологии.
2.Концептуальная основа педагогической
технологии (краткое описание руководящих идей,
гипотез, принципов технологии, способствующие ее
пониманию, трактовке ее функционирования).
3.Содержание УВП.
Содержание и структура УВП (педагогической
деятельности учителя и учащихся) в рамках
технологии рассматривается с позиций современных
идей и теорий воспитания, принципов системности,
соответствия целям и социальному заказу.
4.Процессуальная характеристика (методические
особенности).
Определенная структура и алгоритмы деятельности
субъекта и объекта, целесообразность и
оптимальность отдельных элементов, комплексное
применение и взаимодействие всех методических
средств, управление, адекватное целям и задачам,
контингенту обучаемых, мотивационная
характеристика, особенности методики применения
методов и средств обучения, организационные
формы педагогического процесса.
1.Программно – методическое обеспечение.
2.Выполнение критериев технологичности:
· научности;
· концептуальности;
· системности;
· структурированности;
· развивающего характера;
· управляемости;
· эффективности;
· воспроизводимости.
4.5. Педагогическая технология как научная
дисциплина
Педагогическая технология как научная дисциплина
– дитя динамического развития педагогической
мысли и воспитательной практики, это новая
научная дисциплина, ее общественное признание не
насчитывает, как указывает, Н.Е.Щуркова, и
двадцати лет.
Педагогическая технология – это прикладная
педагогическая дисциплина, обеспечивающая
реальное взаимодействие педагога с детьми как
решающий фактор взаимодействия детей с
окружающим миром, посредством тонкого
психологически оправданного «прикосновения к
личности», искусством которого владеет педагог
[18, с.4].
Щуркова выделяет три источника, которые
способствовали процессу оформления содержания
педагогической технологии как отдельной научной
дисциплины:
· историческое суммирование опыта воспитания и
индивидуального опыта выдающихся педагогов,
исторически передаваемых от века к веку,
фиксируемых наукой и публицистикой;
· эмпирические обобщения, последовательно
производимые учеными, методистами, практиками в
педагогической литературе и на курсах
профессионального просвещения;
· целенаправленные разработки в опытно –
экспериментальной деятельности.
В своей работе она рассматривает понятийный
аппарат педагогических технологий.
Понятийный инструментарий, которым овладевает
педагог по мере овладения педагогической
технологией, состоит из общих
психолого-педагогических и
философско-педагогических категорий, а также из
специальных, обслуживающих только
технологическое профессиональное мышление
педагога, понятий.
Опорными категориями являются субъект и объект.
Субъект – человек как носитель сознания, воли и
отношения, способный к осмыслению связей с
окружающей реальностью, обстоятельствами,
людьми, обществом и свободному проявлению своего
«Я», адекватному осознанию социальных связей.
Объект – то, что располагается вне сознания
субъекта, воспроизводится сознанием субъекта,
подвергается воздействиям и оценкам со стороны
субъекта. Это некий предмет, явление, вещь,
событие, процесс. Помимо этого, объектом может
выступать одновременно и субъект.
Педагогическая стратегия – направленность
внимания педагога на воспитательную цель и
выстраивание системы педагогических воздействий
во взаимодействии с детьми в согласии с
идеальным представлением о конечном результате
профессиональной деятельности. Конечный
результат педагогической деятельности – цель
воспитания. Педагогическая стратегия заключается
в устойчивой последовательной ориентации
педагога на цель, в умении педагога
интерпретировать происходящие события, действия,
поступки, факты и случаи с точки зрения
проецируемой цели.
Педагогическая тактика – система педагогических
воздействий, выстраиваемая соответственно
частной, конкретной задаче данного
взаимодействия в данной совместной с детьми
деятельности.
Ситуация – это совокупность обстоятельств, в
которых разворачивается взаимодействие двух
субъектов; это предметная обстановка
протекающего взаимодействия.
Воздействие – единица взаимодействия, акт
педагога, направленный на ребенка в общем
контексте взаимодействия с ним; это элементарная
единица организационного взаимодействия
субъектов: визуальное, вербальное, пластическое,
мимическое, практически – действенное и
предметное. Воздействие – это действие, имеющее
направленность на какой -то объект и
определенную цель.
Операция – способ, которым выполняется действие
в определенных условиях.
Взаимодействие субъектов – суммированная
совокупность поочередных взаимных воздействий
субъектов, направляющих усилия на общее
достижение цели.
«Прикосновение к личности» - образное понятие,
необходимое для выделения качественной стороны
воздействия педагога на ребенка, влияющий на
характер ответного воздействия самого ребенка,
и, в итоге, определяющий общий характер
взаимодействия ребенка с педагогом и – как
следствие – взаимодействия ребенка с окружающей
действительностью.
Этическая парадигма – словесное оформление
предложенного образца операционного воздействия
в определенной лексической форме,
соответствующей требованиям этической культуры.
Знакомство педагога с парадигмой играет роль
инструкции и служит опорой в возможной ситуации,
где придется реагировать на неожиданное
поведение воспитанника.
Ценностное содержание – это ценностные
отношения, которые наполняют любое
педагогическое воздействие и взаимодействие
педагога с ребенком. Если воздействие
педагогической технологии непродуманно, то
содержание взаимодействия педагога и детей
неминуемо становиться чисто предметным. Секрет
успешного воспитания обусловливается тем, чем
наполняет педагог то, что он делает вместе с
детьми.
Социально – психологическое самочувствие –
терминологическое понятие, обозначающее
психологическое последствие организованного
педагогического воздействия, проживание
определенного отношения, которое инициировал
педагог и которое затрагивает широкую сферу
общего состояния ребенка в момент воздействия на
него педагога.
Совокупность технологического инструментария
педагогики в его схематическом отображении можно
представить следующим образом:
Глава 5. Личностно - ориентированные технологии
педагогики сотрудничества
Выявив основные признаки педагогических
технологий, критерии их анализа и описания,
дадим характеристику популярной в настоящее
время личностно – ориентированной технологии -
педагогике сотрудничества.
Личностно-ориентированные технологии
представляют собой воплощение гуманистической
философии, психологии и педагогики.
В центре внимания личностно – ориентированных
технологий – уникальная целостная личность,
которая стремится к максимальной реализации
своих возможностей, открыта для восприятия
нового опыта, способна на осознанный и
ответственный выбор в разнообразных жизненных
ситуациях.
Своеобразие парадигмы целей личностно –
ориентированных технологий заключается в
ориентации на свойства личности, ее формирование
и развитие в соответствии с природными
особенностями.
Педагогика сотрудничества является одной из
наиболее всеобъемлющих педагогических обобщений
восьмидесятых годов, вызвавших к жизни
многочисленные инновационные процессы в
образовании.
Выделим классификационные характеристики
технологии «педагогики сотрудничества».
По уровню применения: общепедагогическая.
По философской основе: гуманистическая.
По основному фактору развития: комплексная: +
био, социо и психогенная.
По концепции усвоения: ассоциативно –
рефлекторная + поэтапная интериоризация.
По ориентации на личностные структуры:
всесторонне гармоническая.
По характеру содержания: обучающая +
воспитательная, светская, гуманистическая,
общеобразовательная, проникающая.
По типу управления: система малых групп.
По организационным формам: академическая +
клубная, индивидуальная + групповая,
дифференцированная.
По подходу к ребенку: гуманно – личностная,
субъект – субъектная (сотрудничество).
По преобладающему методу: проблемно – поисковая,
творческая, диалогическая, игровая.
По категории обучаемых: массовая (все
категории).
Целевые ориентации педагогики сотрудничества:
· переход от педагогики требований к
педагогике отношений;
· гуманно – личностный подход к ребенку;
· единство обучения и воспитания.
В педагогике сотрудничества выделяются четыре
направления:
1.Гуманно – личностный подход к ребенку, ставит
в центр школьной образовательной системы
развитие всей целостной совокупности качеств
личности. Гуманно – личностный подход включает:
· Отказ от ориентировки на среднего ученика;
· Поиск лучших качеств личности;
· Применение психолого – педагогической
диагностики личности (интересы, способности,
направленность, Я – концепция, качества
характера, особенности мыслительных процессов);
· Учет особенностей личности в учебно –
воспитательном процессе;
· Прогнозирование развития личности;
· Конструирование индивидуальных программ
развития, его коррекция.
2.Дидактический активизирующий и развивающий
комплекс педагогики сотрудничества открывает
новые принципиальные подходы и тенденции в
решении вопросов «чему» и «как» учить сегодня
детей:
· содержание обучения рассматривается как
средство развития личности;
· обучение ведется прежде всего обобщенным
знаниям, умениям и навыкам и способам мышления;
· объединение, интеграция школьных дисциплин;
· вариативность и дифференциация обучения;
· положительная стимуляция обучения.
3.Концепция воспитания.
Концептуальные положения педагогики
сотрудничества отражают важнейшие тенденции, по
которым развивается воспитание в современной
школе:
· постановка личности школьника в центр всей
воспитательной системы;
· гуманистическая ориентация воспитания,
формирование общечеловеческих ценностей;
· развитие творческих способностей ребенка, его
индивидуальности;
· возрождение русских национальных и культурных
традиций.
4.Педагогизация окружающей среды. Педагогика
сотрудничества ставит школу в ведущее
ответственное положение по отношению к остальным
институтам воспитания, деятельность которых
должна быть рассмотрена и организована с позиций
педагогической целесообразности.
Важнейшими социальными институтами, формирующими
подрастающую личность, является школа, семья и
социальное окружение (среда). Результаты
(личность выпускника) определяются совместным
действием всех трех источников воспитания.
Таким образом, остановившись на основных
признаках данной технологии, мы можем выделить
ее основную направленность: развитие личности
ребенка.
Заключение
Анализ работ, посвященных педагогическим
технологиям, позволяет нам сделать следующие
выводы.
1. Педагогические технологии – новый этап в
развитии педагогики.
В настоящее время педагогическая технология
рассматривается как один из видов
человековедческих технологий, базирующихся на
теории психодидактики, социальной психологии,
кибернетики, управления и менеджмента.
Педагогическая технология – это строго научное
проектирование и точное воспроизведение
педагогических действий, гарантирующих успех.
2. Специфика педагогической технологии в том,
что учебный процесс гарантирует достижение
поставленных ею целей.
Применение современных образовательных
технологий может превратить обучение в своего
рода производственно – технологический процесс с
гарантированным результатом.
3. Любая педагогическая технология должна
отвечать ряду технологических критериев.
Анализ работ отечественных авторов
(В.П.Беспалько, Г.К.Селевко и др.) позволяет
выделить следующие критерии:
1.Концептуальность (опора педагогической
технологии на определенную научную концепцию,
включающую психологическое, дидактическое
обоснование достижения образовательных целей, на
определенные принципы).
2. Принцип научности, составляющий основу
современной педагогической технологии,
становится все более актуальным;
· Системность;
· Диагностическое целеобразование;
· Эффективность;
· Воспроизводимость;
· Визуализация.
3. Характерными признаками педагогической
технологии являются:
· Технология – категория процессуальная;
· Технология может быть представлена как
совокупность методов изменения состояния
объекта;
· Технология направлена к тому, чтобы
проектировать и использовать эффективные и
экономические процессы.
Технологический процесс всегда предусматривает
определенную последовательность операций с
использованием необходимых средств (материалов,
инструментов) и условий. К числу существующих
признаков технологии относят стандартизацию,
унификацию процесса и возможность его
воспроизводства применительно к заданным
условиям.
4. Основными элементами педагогических
технологий являются:
· социальные преобразования и новое
педагогическое мышление;
· наука
· передовой педагогический опыт;
· достижения технического прогресса;
· народная педагогика (этнопедагогика).
5. Единой точки зрения на педагогические
технологии в педагогике нет, так как это явление
находится на стадии развития и становления.
Некоторые ученые традиционно следуют модному
направлению, другие озабочены состоянием
образования и видят в технологизации очередную
панацею от всех бед, третьи считают, что
технологизация – объективный процесс,
подготовивший этап эволюции образования для
решения качественно иных задач.
Библиографический список
1. Беспалько В.П. «Слагаемые педагогические
технологии», М., «Педагогика», 1989.
2. Боголюбов В. Эволюция педагогических
технологий// «Школьные технологии» № 4 2004.
3. Даль В. «Толковый словарь живого
великорусского языка». Т.4, М. «Русский язык»,
1991.
4. Епишева О. Основные параметры технологии
обучения// «Школьные технологии» № 4 2004.
5. Кларин М.В. Технологический подход к
обучению//Школьные технологии № 5 2003.
6. Назарова Т.С. Педагогические технологии:
новый этап эволюции?// «Педагогика» № 3 1997.
7. Назарова Т.С. От экстремальных педагогических
технологий к традиционной практике//
«Педагогика» № 5 2001.
8. Ожегов С.И. «Словарь русского языка», М.,
«Русский язык», 1982.
9. Паранчер Н.Н. Моделирование авторской
педагогической технологии – путь к творческому
развитию педагога.// «Школьные технологии» № 3
2003.
10. «Педагогика. Педагогические теории, системы,
технологии»/ Под редакцией С.А.Смирнова, М.,
2000.
11. Подласый И.П. «Педагогика». М., 1999.
12. Подласый И.П. Где помогут технологии?
«Школьные технологии» № 3 2003.
13. Селевко Г.К. Технология саморазвития
личности школьника// «Воспитание школьников» № 4
2002.
14. Селевко Г.К. Социально – воспитательные
технологии// «Школьные технологии» № 3 2002.
15. Селевко Г.К. Технологический подход в
образовании// «Школьные технологии» № 4 2004.
16. «Советский энциклопедический словарь», М.,
1981.
17. Столярова Л. «Педагогика», М., 2000.
18. Щуркова Н.Е. «Педагогическая технология» М.,
2002.
|