Содержание обыска и выемки как процессуального
действия
Гарантированные Конституцией РФ
неприкосновенность жилища и личной жизни граждан
могут быть ограничены на законных основаниях в
случаях проведения обыска или выемки по
уголовному делу.
Обыск — это следственное действие, заключающееся
в отыскании и изъятии предметов или документов,
имеющих доказательственное значение по
уголовному делу, в обнаружении трупов или живых
лиц, а также денег и ценностей, нажитых
преступным путем, в помещениях, иных местах или
у лиц, где, по имеющимся данным, они спрятаны.
Выемка — это следственное действие, состоящее в
изъятии указанных выше предметов, документов,
трупов, скрываемых лиц, денег и ценностей в
помещениях, иных местах или у лиц, где они, по
имеющимся данным, находятся, если для их
обнаружения нет надобности в проведении поисков.
При обыске необходимы поиски предмета, тогда как
при выемке предмет выдается добровольно, поиски
не проводятся. Но «поиски» — признак,
производный от позиции лица, обладающего вещью,
документом. Надобность в поисках возникает лишь
тогда, когда лицо отказывается выдать предмет
или документ добровольно.
Обыск и выемка не одинаково воспринимаются
людьми. Обыск порочит больше. Выемка же, если
это акт доброй воли, не является мерой
процессуального принуждения. Поэтому четкое
разграничение обыска и выемки важно с точки
зрения охраны интересов граждан.
Основная цель обыска, выемки — собирание
доказательств. Задачами обыска являются:
1. Отыскание и изъятие предметов, имеющих
доказательственное значение, каковыми являются:
а) орудия и средства преступления (оружие,
орудия взлома, приспособления для
членовредительства и т. д.);
б) объекты преступных действий (похищенное
имущество, деньги и другие ценности);
в) предметы со следами преступления или
приспособления, используемые для его сокрытия
(одежда со следами крови, оборудование тайника и
т. д.);
г) трупы разыскиваемых лиц;
д) имущество, деньги, иные ценности, нажитые
преступным путем;
е) другие предметы и документы, которые могут
иметь значение для дела (письма, различные
записи, фотоснимки и т. д.).
2. Обнаружение разыскиваемых лиц, в частности
дезертиров, а также материалов, характеризующих
их личность и облегчающих розыск.
3. Отыскание имущества, которым можно
обеспечить возмещение материального ущерба и
возможную конфискацию. При этом отыскиваются не
только сами ценности, но и материалы,
указывающие на места их хранения: переписка и
записи о нахождении имущества у родственников и
знакомых, квитанции ломбардов и т. п., а также
предметы, подтверждающие наличие у данного лица
разыскиваемого имущества (товарные ярлыки,
фабричные паспорта, детали искомого прибора и т.
п.).
4. Кроме того, при обыске изымаются предметы,
запрещенные к обращению.
Основной задачей выемки является изъятие
предметов, имеющих доказательственное значение
для дела.
Поскольку при проведении обыска и выемки право
лица на неприкосновенность серьезно
ограничивается, обыск может быть произведен
только при наличии в материалах достаточного
числа фактических и процессуальных оснований.
Фактические основания обыска и выемки
В ст. ст. 167, 168 УПК РФ говорится, что для
производства обыска и выемки следователь должен
иметь достаточные основания полагать, что в
определенном месте или у какого-либо лица
находятся предметы или документы, которые могут
иметь значение для дела. Выделим три группы лиц,
у которых может быть произведен обыск и выемка:
1) обвиняемые и подозреваемые. Они имеют
непосредственное отношение к преступлению. У
этих лиц производство обыска допустимо уже на
том основании, что они изобличаются в
совершенном преступлении, следовательно, есть
основания полагать, что у них могут находиться
имеющие значение для дела предметы и документы;
2) лица, которые допрашиваются по делу в
качестве свидетелей, в отношении которых имеются
основания их подозревать в совершении
преступления, в соучастии или укрывательстве.
Одним из средств проверки этих лиц и их
причастности к преступлению является обыск и
выемка. Основанием могут быть материалы дела,
свидетельствующие о возможной причастности
указанных лиц к преступлению, что должно быть
тщательно проверено и оценено следователем;
3) свидетели, связанные с обвиняемым или
подозреваемым узами родства, дружеских
отношений, знакомства и т. п. Обыск у этих
граждан может быть произведен только при наличии
конкретных данных о нахождении у них
разыскиваемых предметов или документов, которые
нужно изъять.
Источники фактических данных, которые кладутся в
обоснование постановления о производстве обыска,
выемки, могут быть процессуальные (протоколы
следственных действий) и непроцессуальные
(оперативные данные).
Сведения, полученные из непроцессуальных
источников, сопоставляются с материалами дела.
Если они не противоречат этим материалам и
подтверждаются ими, они учитываются при принятии
решения о производстве обыска.
Процессуальные основания обыска и выемки
Обыск и выемка могут быть произведены только по
возбужденному уголовному делу указанными в
законе должностными лицами при наличии
мотивированного постановления.
Закон обязывает следователя перед началом
обыска, выемки предъявить постановление лицу, у
которого будут производиться данные следственные
действия, а в его отсутствие — совершеннолетним
членам семьи обыскиваемого или представителям
домоуправления и др.
При всех условиях следователь должен не
разглашать в постановлении источники имеющихся у
него сведений, так как это может помешать
расследованию.
Постановление о производстве обыска, выемки
должно быть санкционировано прокурором. Лишь в
случаях, не терпящих отлагательств, обыск и
выемка могут быть произведены без санкции
прокурора, но с последующим сообщением в
суточный срок прокурору о произведенном обыске,
выемке, причинах принятия решения о немедленном
производстве данных следственных действий и
результатах.
Такими случаями могут быть:
1) внезапное установление следователем места
сокрытия преступления и предметов, имеющих
значение для расследования;
2) необходимость пресечь готовящееся или
совершаемое преступление и т. п.
Говоря об основаниях обыска и выемки, следует
обратить внимание, что следователю не всегда
представляется возможность получить сведения,
прямо указывающие на конкретное лицо, поэтому
следователь может в данном случае использовать
оперативную информацию. Это, однако, не
означает, что возможно принятие решения о
производстве обыска и выемки на основании
оперативных данных в любых случаях. Под
достаточностью оснований в данном случае следует
понимать определенную совокупность оперативной
информации и наличие в уголовном деле
доказательств, имеющих процессуальное значение.
Кроме того, без вынесения постановления и
санкции прокурора может производиться личный
обыск и выемка при задержании, заключении под
стражу, а также обыск лица, находящегося на
месте производства обыска и выемки, при наличии
достаточных оснований полагать, что оно скрывает
при себе предметы или документы, которые могут
иметь значение для дела.
Виды обыска
В зависимости от характера обыскиваемых объектов
различают:
1) обыск помещения;
2) обыск участка местности, находящегося в
ведении определенного лица или организации,
территории воинской части;
3) личный обыск.
Если поиск производится на открытой территории
(лес, поле, водоем...), доступной любому лицу, в
этом случае речь идет не об обыске, а об осмотре
местности.
Обыск может единичным, когда он производится в
одном месте, и групповым, проводимым
одновременно на нескольких удаленных друг от
друга объектах. Групповой обыск целесообразен
тогда, когда есть основание полагать, что
разыскиваемые предметы находятся у близких между
собой лиц или у одного лица, но в разных местах
(на квартире, даче, в служебном помещении), а
разновременное проведение обыска может
способствовать сокрытию искомого
заинтересованными лицами.
Обыск может быть первичным и повторным.
Повторный обыск проводится в том случае, если
первый не дал положительных результатов, если
имеются основания полагать, что разыскиваемые
предметы могли быть не обнаружены при первичном
обыске или появились на ранее обследованном
объекте в последующем.
Процессуальный порядок производства обыска и
выемки
В ст. 167 УПК РФ сказано, что в случае
необходимости изъятия определенных предметов и
документов, имеющих значение для дела, если
точно известно, где и у кого они находятся,
следователь производит выемку.
Выемку документов, содержащих сведения,
являющиеся государственной тайной, производит
следователь только с санкции прокурора или его
заместителя и в порядке, согласованном с
руководителем соответствующего учреждения.
Выемка производится по мотивированному
постановлению следователя.
В ст. 168 УПК РФ сказано, что следователь, имея
достаточные основания полагать, что в каком-либо
помещении или ином месте, или у какого-либо лица
находятся орудия преступления, предметы и
ценности, добытые преступным путем, а также
другие предметы, документы, могущие иметь
значение для дела, производит для их отыскания и
изъятия обыск.
Обыск может также производиться для обнаружения
разыскиваемых лиц, а также трупов.
Как уже отмечалось, обыск производится по
мотивированному постановлению следователя и
только с санкции прокурора.
В зависимости от роли, выполняемой в ходе
обыска, выемки, участвующие делятся на
участников обыска, выемки и лиц, присутствующих
при их проведении.
К первой группе относятся: следователь военной
прокуратуры, военный прокурор, дознаватель,
работники милиции, специалисты, представители
общественности и другие лица, привлекаемые для
выполнения вспомогательных работ.
Лицами, правомочными проводить обыск и выемку,
являются следователь военной прокуратуры,
прокурор, а в отдельных случаях — дознаватель.
Обычно обыск и выемка по уголовному делу
проводится следователем, в производстве которого
находится дело, который участвует в его
расследовании. При необходимости для участия в
обыске и выемке приглашаются через
соответствующих должностных лиц дознаватели
воинских частей и оперативные работники милиции.
По решению прокурора в помощь следователю,
расследующему преступление, могут быть выделены
другие следователи.
Как указано в ст. 169 УПК РФ, обыски или выемки
в помещениях, занятых предприятиями,
учреждениями и организациями, производятся в
присутствии представителя данного учреждения,
предприятия и организации, поэтому обыск и
выемка в воинской части производится в
присутствии представителя командования воинской
части. Обыск и выемка личных вещей
военнослужащего, находящегося на казарменном
положении, производится в присутствии
представителя командования подразделения или
старшины.
При необходимости к участию в обыске и выемке
привлекаются военные и гражданские специалисты,
которые своими советами и действиями помогают
следователю проводить поиски и фиксировать
результаты обыска. К лицам, присутствующим при
обыске и выемке, относятся обыскиваемый либо
совершеннолетние члены его семьи. В случае
невозможности их присутствия приглашаются
представители жилищно-эксплуатационной
организации, местной администрации.
Кроме того, в ст. 169 УПК РФ указано, что при
производстве обыска, выемки обязательно
присутствие не менее двух понятых, которые
приглашаются из числа не заинтересованных в деле
лиц. При личном обыске необходимо, что понятые
были одного пола с обыскиваемым. Обыск
военнослужащего из соображений воинской этики не
следует производить в присутствии понятых из
числа военнослужащих в воинском звании ниже, чем
оно у обыскиваемого.
Лицам, у которых производится выемка или обыск,
понятым, представителям должно быть разъяснено
их право присутствовать при всех действиях
следователя и делать заявления по поводу этих
действий, подлежащие занесению в протокол (ст.
169 УПК РФ).
В законе указано, что производство обыска и
выемки в ночное время, кроме случаев, не
терпящих отлагательств, не допускается. В
теоретической модели Уголовно-процессуального
законодательства СССР и РСФСР 1989 года к
случаям, не терпящим отлагательства, относят
случаи, когда промедление может привести к
уничтожению, сокрытию или порче вещественных
доказательств или документов либо бегству
разыскиваемых лиц, допускается в виде исключения
проведение обыска без санкции прокурора и выемки
в ночное время.
Приступая к выемке или обыску, следователь
обязан предъявить постановление об этом. В
необходимых случаях для участия в производстве
выемки или обыска следователь вправе вызвать
соответствующего специалиста. При производстве
выемки после предъявления постановления,
следователь предлагает выдать предметы или
документы, подлежащие изъятию, а в случае отказа
в этом производит выемку принудительно.
При производстве обыска после предъявления
постановления следователь предлагает выдать
орудия преступления, предметы и ценности,
добытые преступным путем, а также другие
предметы или документы, могущие иметь значение
для дела. Если они выданы добровольно, если нет
оснований опасаться сокрытия разыскиваемых
предметов и документов, следователь вправе
ограничиться изъятием выданного и не производить
дальнейших поисков.
При производстве обыска и выемки следователь
вправе вскрывать запертые помещения и хранилища,
если владелец отказывается добровольно открыть
их, при этом следователь должен избегать не
вызываемого необходимостью повреждения запоров,
дверей и других предметов.
Для проникновения в запертое помещение
следователь может воспользоваться помощью
представителя домоуправления, милиции,
администрации, а при обыске или выемке в
войсковой части — командования части.
В наше время огромное внимание уделяется
проблеме свободы личности. В действующем
законодательстве следователю предоставлено право
в определенной степени ограничивать права лиц,
находящихся на месте обыска.
В то же время следователь обязан принимать меры
к тому, чтобы не были оглашены выявленные при
обыске и выемке обстоятельства интимной жизни
лица, занимающего данное помещение, и других
лиц. Это закреплено в ст. 170 УПК РФ.
Перед началом обыска, выемки следователь должен
предупредить всех участников этого
процессуального действия (понятых, специалистов,
переводчика, технических помощников) о
недопустимости разглашения как самого факта
производства обыска, выемки, так и обстоятельств
личной жизни обыскиваемого и других граждан. При
этом должна быть разъяснена ответственность за
несоблюдение этой обязанности. Запись об этом,
удостоверенная подписями соответствующих
участников процесса, должна быть сделана в
протоколе обыска, выемки.
При исследовании обстоятельств интимной жизни
граждан, выявленных, в частности, благодаря
обыску или выемке, суд должен предупредить всех
участников процесса о недопустимости их
разглашения и отобрать у них об этом подписки.
Во время исследования этих обстоятельств
разбирательство дела в суде производится при
закрытых дверях.
Обнаруженные при обыске предметы следователь
предъявляет понятым, другим присутствующим
лицам, обращая внимание на индивидуальные
особенности, место и способ хранения. Эти
предметы в случае необходимости упаковываются и
опечатываются на месте обыска.
Следователь должен строго ограничиться изъятием
предметов и документов, могущих иметь отношение
к делу. Предметы и документы, запрещенные к
обращению, подлежат изъятию независимо от их
отношения к делу. К ним относятся оружие,
боеприпасы, взрывчатые вещества, яды, наркотики
и т. п.
Предметы, деньги и другие ценности могут
выступать в двух качествах:
1) как нажитые преступным путем (при
установлении этого обстоятельства они должны
быть признаны вещественными доказательствами по
ст. 83 УПК РФ);
2) как обеспечивающие гражданский иск или
возможную конфискацию имущества (ст. 175 УПК
РФ).
Закон допускает возможность проведения обыска
для обнаружения и изъятия предметов, денег и
других ценностей, отнесенных лишь к первой
группе (ст. 168 УПК РФ). Предметы, деньги и
другие ценности, отнесенные ко второй группе,
подлежат аресту в порядке ст. 175 УПК РФ.
Правда, закон допускает наложение ареста на них
одновременно с обыском или выемкой. Но в данном
случае речь идет об обыске или выемке,
осуществляемых не специально для обнаружения
этих предметов, денег и ценностей, а с целью
отыскания доказательств.
Личный обыск
Личный обыск проводится с целью отыскания орудий
преступления, предметов и ценностей, добытых
преступным путем, других предметов и документов,
могущих иметь значение для дела. Это
следственное действие предполагает правомерное
ограничение телесной неприкосновенности личности
и, как правило, сопряжено с применением
принуждения. Само требование следователя о
выдаче скрываемых предметов и документов носит
принудительный характер. Оно воздействует на
психику лица, побуждая его вопреки своей воле
предоставить в распоряжение следователя
отыскиваемые им предметы. Если же такого
психического воздействия недостаточно, то
допустимо применение физического принуждения для
отыскания и изъятия скрываемых предметов.
Поскольку личный обыск — мера принудительная,
закон устанавливает ряд условий, при наличии
которых он может быть проведен:
1) если возбуждено уголовное дело;
2) если имеются основания полагать, что у
данного лица находятся разыскиваемые предметы и
документы;
3) если имеется составленный при соблюдении
требований закона процессуальный акт,
открывающий возможность для его проведения.
Проведение личного обыска, как и других
следственных действий, до возбуждения уголовного
дела могло бы лишить смысла сам акт возбуждения
уголовного дела, сделать его ненужным, позволило
бы вести расследование вне установленных законом
сроков и распространять процессуальное
принуждение на отношения, находящиеся вне сферы
уголовного судопроизводства.
При проведении личного обыска одновременно с
задержанием подозреваемого лица надо иметь в
виду, что задержание возможно, если за
совершение данного преступления может быть
назначено наказание в виде лишения свободы (ч. 1
ст. 122 УПК РФ). Гражданин, подвергшийся личному
обыску, вправе осведомиться о том, возбуждено ли
уголовное дело. Если дело не возбуждено, он
вправе обратиться с жалобой к прокурору. Подача
жалобы не приостанавливает проведение личного
обыска, если орган дознания или следователь
считают, что он необходим (ст. 218 УПК РФ).
Другое важное условие проведения личного обыска
— это наличие достаточных оснований полагать,
что отыскиваемые предметы и документы находятся
у определенного лица. Под такими основаниями
следует понимать фактические данные, которые с
высокой степенью вероятности указывают на то,
что лицо скрывает у себя отыскиваемые предметы и
документы. Эта сфера доказывания не
контролируется обыскиваемым, который не знает,
какими доказательствами располагает следователь,
принимая решение о проведении обыска.
В роли гаранта прав личности выступает прокурор,
санкционирующий личный обыск или рассматривающий
сообщение о его проведении (ч. 3 ст. 168 УПК
РФ). Прокурор обязан проверить, какие данные
лежат в основе решения о проведении личного
обыска.
Наконец, третье условие проведение личного
обыска — это надлежаще составленное
постановление о его проведении. В двух случаях
закон не требует его вынесения:
1) при задержании лица или заключении его под
стражу;
2) при наличии достаточных оснований полагать,
что лицо, находящееся в помещении или ином месте
проведения обыска или выемки, скрывает при себе
предметы или документы, имеющие значение для
дела (ст. 172 УПК РФ).
В первом из этих случаев основанием проведения
личного обыска является постановление о
задержании, а во втором — постановление о
производстве обыска в помещении (ином месте).
Изъятие у гражданина необходимых для
расследования предметов может осуществляться в
двух процессуальных формах: выемки или обыска. В
постановлении о производстве выемки должен быть
точно обозначен отыскиваемый предмет или
документ. В ч. 2 ст. 170 УПК РФ говорится о том,
что только в случае отказа предъявить
отыскиваемую вещь следователь проводит выемку
принудительно. Из этого следует, что при наличии
согласия на выдачу вещи это следственное
действие проводится не принудительно, а на
основе добровольности. Ч. 2 ст. 176 УПК РФ
устанавливает, что в протоколе выемки необходимо
указать, выданы вещи добровольно или изъяты
принудительно. Несомненно, что сам факт выдачи
вещи по требованию следователя указывает на
добровольный характер выемки. Юридически важно
зафиксировать, сам ли субъект выдал отыскиваемую
вещь, или ее пришлось отобрать силой.
Отказ выдать вещь не всегда влечет обыск. Если
точно известно, где именно находится вещь, то
проводится именно выемка, а не обыск. Из этого
следует, что далеко не всегда выемка связана с
добровольным представлением доказательств, она
может иметь и принудительный характер.
Личный обыск у граждан, которые находятся в
помещении или ином месте, где проводится обыск,
допустим не во всех случаях. Он возможен и
необходим при наличии двух условий:
1) имеются достаточные основания полагать, что
лицо скрывает у себя отыскиваемые предметы;
2) по своему характеру предметы таковы, что
могут храниться в одежде или на теле человека.
Отсутствие хотя бы одного из этих условий
исключает возможность проведения личного обыска.
Распространенность процессуального принуждения
зависит от того, как часто проводятся личные
обыски без санкции прокурора в случаях, «не
терпящих отлагательств».
Можно было бы привести в законе перечень таких
случаев, отнеся к ним следующие:
1) есть основание опасаться, что лицо
скроется, имея при себе отыскиваемые предметы;
2) промедление с производством обыска может
привести к уничтожению или сокрытию указанных
предметов;
3) нахождение у лица определенных предметов
может представить опасность для окружающих или
способствовать продолжению преступной
деятельности.
В эти ситуации укладываются и такие случаи,
когда прокурор временно отсутствует на месте
службы (командировка, болезнь), его никто не
замещает, либо следственное действие проводится
на значительном расстоянии от места расположения
прокуратуры (например, на корабле в открытом
море). Согласование по телефону, радио,
телеграфу с прокурором предстоящего обыска не
устраняет обязанности следователя и органа
дознания сообщить прокурору об обыске в суточный
срок с момента его проведения (ч. 2 ст.168 УПК
РФ).
Распространенность процессуального принуждения
зависит и от того, у кого можно провести личный
обыск (выемку). Закон допускает возможность
подвергнуть обыску любое лицо, скрывающее у себя
предметы и документы, имеющие значение для
уголовного дела. Это, прежде всего, обвиняемый и
подозреваемый, иногда — потерпевший, в редких
случаях — свидетель. В ряде случаев личные
обыски (выемки) проводятся у родственников и
близких людей обвиняемого (подозреваемого),
скрывающих у себя предметы и документы,
необходимые для установления истины по
уголовному делу. Процессуальное положение таких
лиц можно охарактеризовать словом
«обыскиваемые».
Они имеют процессуальные права и обязанности, но
лишь в пределах, необходимых для осуществления
обыска. Если при обыске найдены отыскиваемые
предметы, то их владельцев следует допросить в
качестве свидетелей о том, как попали к ним эти
предметы. Если при обыске ничего не найдено, то
указанные лица в дальнейшем никакого
процессуального положения не занимают, но имеют
право подать жалобу прокурору на проведение
незаконного обыска.
Личный обыск и личную выемку проводят
следователь (прокурор, лицо, производящее
дознание) в присутствии понятых (в необходимых
случаях с участием специалиста). Закон щадит
чувство стыдливости граждан, поэтому
предписывает, что лицо, производящее личный
обыск, и понятые должны быть одного пола с
обыскиваемым (ч. 3 ст. 172 УПК РФ).
Особенности проведения обыска в помещениях,
занимаемых иностранными гражданами,
пользующимися дипломатической
неприкосновенностью
Обыски и выемки в помещениях, занимаемых
иностранными гражданами, не пользующимися
дипломатической неприкосновенностью, и лицами
без гражданства, производятся на общих
основаниях. Обыск и выемка в помещениях,
занимаемых дипломатическими представительствами,
а равно в помещениях, в которых проживают члены
дипломатических представительств и члены их
семей, могут производиться по просьбе или с
согласия дипломатического представителя.
Согласие испрашивается через МИД. Присутствие
прокурора и представителя МИД при обыске или
выемке обязательно (ст. 173 УПК РФ).
Согласие или просьба необходимы не только для
производства обысков и выемок, но и осмотров на
территории дипломатического представительства
или в жилищах его сотрудников, пользующихся
иммунитетом. В законе необходимо указать, что
эти привилегии распространяются и на случаи
проведения личных обысков у дипломатов, что к
жилищу приравниваются служебные и личные
транспортные средства.
Для проведения обыска или выемки на борту
иностранного морского или воздушного судна
необходимо согласие консула соответствующего
государства, которому принадлежит судно. При
этом надо учитывать, что в иностранном морском
порту действует юрисдикция страны пребывания, за
исключением случаев, когда заключены специальные
консульские соглашения.
Юрисдикция капитана судна, находящегося в
дальнем плавании, не распространяется на
пассажиров, пользующихся правом дипломатической
неприкосновенности.
Обыски, выемки, как и другие следственные
действия, не могут быть проведены властями
прибрежного государства на борту иностранного
судна, проходящего через территориальное море,
если судно, следуя из иностранного порта, не
заходит во внутренние воды. Однако это правило
знает много исключений:
· последствия преступления распространяются
на прибрежное государство;
· преступление нарушает спокойствие в
стране или добрый порядок в территориальном
море;
· капитан или консул обратился к властям с
просьбой о помощи;
· обыск или выемка необходимы для
пресечения торговли наркотиками.
В открытом море действует принцип исключительной
юрисдикции государственного флага.
Наложение ареста на почтово-телеграфную
корреспонденцию и ее выемка
В ст. 23 Конституции РФ говорится, что каждый
имеет право на тайну переписки, телефонных
переговоров, почтовых, телеграфных или иных
сообщений.
Всеобщая декларация прав человека 1948 года
провозгласила, что «никто не может подвергаться
произвольным посягательствам на тайну его
корреспонденции» (ст. 12).
Право на тайну корреспонденции следовало бы
определить как гарантированную государством
возможность свободно обмениваться информацией
личного характера, не опасаясь, что она станет
известна третьим лицам. Без тайны переписки
немыслимо существование современного общества.
Тайна переписки как правовой принцип
обеспечивает поддержание социальных контактов —
семейных, дружеских и деловых отношений. Тайна
переписки — гарантия охраны интимных и других
личных сторон жизни граждан, условие искреннего
общения между ними.
Сохранение тайны переписки возложено на
почтово-телеграфные учреждения, за исключением
немногочисленных случаев, когда корреспонденция
доставляется иным образом.
Общее правило о сохранении в тайне
почтово-телеграфной корреспонденции знает три
исключения. Устав связи (ст. 55) разрешает
вскрывать корреспонденцию:
1) по распоряжению адресата (например, в
случае его болезни);
2) по указанию руководителя предприятия связи
(при нарушении оболочки перевязи, печати,
недостаче веса, обнаружении подозрительного
запаха или течи (кроме писем), при наличии
оснований для предположения об утрате или порче
содержимого бандеролей, посылок, при длительном
невостребовании корреспонденции);
3) с санкции прокурора или по определению
суда.
Вскрытие личной корреспонденции возможно лишь в
рамках уголовно-процессуальных и
исправительно-трудовых правоотношений. Интересы
борьбы с преступностью иногда выше, чем тайна
переписки. Поэтому уголовно-процессуальный закон
допускает наложение ареста на
почтово-телеграфную корреспонденцию, ее осмотр и
выемку (ст. 174 УПК РФ).
В законе четко установлено, при наличии каких
оснований и в какой процессуальной форме
допустимо столь серьезное ограничение одного из
самых существенных конституционных прав
личности. Весьма существенно, что ознакомление с
личной перепиской граждан возможно лишь после
возбуждения уголовного дела. В законе ничего не
говорится о том, для достижения каких целей
возможно наложение ареста на корреспонденцию.
Представляется, что к этим целям следует
отнести:
1) получение информации доказательственного
характера о преступлении, его участниках, местах
сокрытия орудий и объектов преступной
деятельности;
2) временное прекращение переписки между
обвиняемым (подозреваемым) и другими лицами для
пресечения преступных связей между ними;
3) розыск скрывшегося обвиняемого
(подозреваемого);
4) обеспечение наложения ареста на имущество
обвиняемого и подозреваемого (денежные переводы,
посылки).
Закон (ст. 174 УПК РФ) допускает арест, осмотр и
выемку любого вида почтово-телеграфной
корреспонденции при производстве по уголовным
делам. Исключение надо сделать для периодических
изданий, не представляющих особой ценности,
поскольку они не могут быть использованы ни для
получения информации о преступлении и
преступнике, ни для обеспечения гражданского
иска или конфискации имущества. Денежные
переводы могут быть задержаны, но не изъяты, так
как они по постановлению следователя или
определению суда о наложении ареста на имущество
перечисляются в сберегательный банк.
Предписания ст. 174 УПК РФ не распространяются
на корреспонденцию, не являющуюся почтовой или
телеграфной. К ней относятся письма,
передаваемые с нарочным, через друзей и
знакомых, а равно информация служебного и
личного характера, передаваемая не через
учреждения Министерства связи: космическая
связь, телефонограммы и радиограммы,
циркулирующие внутри министерств и ведомств без
посредства почты и телеграфа, военно-полевая
почта и т. п.
Следователь и суд не лишены возможности получить
информацию такого рода, если она имеет значение
для правильного разрешения уголовного дела. Но
для этого они вправе прибегнуть к обыску,
личному обыску, выемке в порядке ст. 167 – 173
УПК РФ. Наложение же ареста на эти виды
корреспонденции и иной информации законом не
предусмотрено. Исключение надо сделать для
военно-полевой почты, которая должна задерживать
корреспонденцию личного характера на основании
постановления военного следователя, военных
органов дознания, военного прокурора или
определения военного трибунала.
Надо полагать, что служебная корреспонденция,
направляемая через почту и телеграф, может быть
подвергнута аресту, осмотру и выемке со стороны
следственных и судебных органов. В служебной
переписке иногда содержатся сведения, имеющие
значение для уголовного дела (о завуалированных
хищениях, приписках, выпуске нестандартной и
некомплектной продукции и т. п.).
Должностные лица могут воспользоваться служебной
перепиской как прикрытием для сообщения друг
другу сведений о совершаемых преступлениях.
Арест может быть наложен на всю корреспонденцию
или ее часть.
Закон разрешает арест, осмотр и выемку входящей
и исходящей корреспонденции.
Чтобы обеспечить эффективность контроля над
корреспонденцией, следователь должен
одновременно наложить арест на
почтово-телеграфные отправления обвиняемого и
лиц, с которыми он обменивается информацией
через учреждения связи. Ни в коем случае не
должен налагаться арест на переписку
обвиняемого, содержащегося под стражей, или
задержанного подозреваемого со своим защитником.
УПК РФ наделяет правом наложения ареста на
почтово-телеграфную корреспонденцию, ее осмотра
и выемки дознавателя, следователя, прокурора и
суд (ст. 70, 174).
Дознаватель, следователь, прокурор должны
вынести единое постановление об аресте, осмотре
и выемке почтово-телеграфной корреспонденции.
Закон не дает права налагать арест на переписку,
осматривать и изымать ее без санкции прокурора
даже в неотложных случаях.
Наложение ареста на корреспонденцию скрывшегося
обвиняемого и лиц, с которыми он может состоять
в переписке, возможно и необходимо при
приостановлении производства по делу на
основании п. 1 ст. 195 УПК РФ. Следователь
обязан принимать меры к розыску скрывшегося
обвиняемого (ст. 196 УПК РФ). К числу таких мер
относятся арест, осмотр и выемка корреспонденции
указанных лиц. Допустимый срок наложения ареста
на корреспонденцию по приостановленному делу —
до розыска обвиняемого или истечения давности
уголовного преследования.
Арест на корреспонденцию может быть наложен
определением суда первой инстанции, вынесенным в
стадии судебного разбирательства. В стадии
предания суду следственные действия не
проводятся, поэтому и арест на корреспонденцию
ни единолично судьей, ни судом в
распорядительном заседании не может быть
наложен.
Наложение ареста на переписку обвиняемого в
стадии судебного разбирательства возможно в
крайне редких случаях.
До наложения ареста на переписку органы
дознания, следователи, прокуроры в ряде случаев
направляют в отделения связи запросы о том,
имеются ли почтово-телеграфные отправления на
имя интересующего их лица, с кем переписывается
это лицо (иногда такие запросы носят устный
характер). Устав связи (ст. 12) обязывает
почтово-телеграфные учреждения выдавать справки
по такого рода запросам.
Эта практика не вызвала каких-либо возражений со
стороны теоретиков. Между тем она глубоко
ошибочна. Разглашение тайны переписки в
интересах борьбы с преступностью допустимо лишь
при наличии санкционированного прокурором
постановления следователя (органа дознания) или
определения суда об аресте, осмотре и выемке
корреспонденции (ст. 174 УПК РФ). Никакие
внепроцессуальные запросы не могут заменить это
постановление (определение). Учреждения связи не
обязаны устанавливать корреспондентов и
заниматься розыском писем. Их задача состоит
лишь в задержании корреспонденции определенных
лиц, указанных в постановлении следователя или
определении суда.
Рассматриваемый правовой институт состоит из
трех взаимосвязанных элементов:
1) вынесение постановления (определения) о
наложении ареста на переписку, о ее осмотре и
выемке и направление его начальнику отделения
связи для задержания корреспонденции;
2) осмотр задержанной корреспонденции;
3) выемка корреспонденции для приобщения ее к
делу.
Реализация этого института может ограничиться
лишь первым этапом (если корреспонденция не
поступила), первым и вторым этапами (если осмотр
показал, что задержанная корреспонденция не
имеет значения для дела), либо охватить все три
этапа (арест, осмотр и выемку корреспонденции).
Закон, в сущности, почти не определяет процедуру
проведения указанных действий. Представляется,
что институт, столь сильно затрагивающий
конституционные права и свободы граждан, должен
быть более детально регламентирован.
Фиксация результатов действий следствия
Средствами фиксации обыска является составление
протокола, вычерчивание необходимых планов и
схем, применение фотографии, звукозаписи,
киносъемки, видеозаписи.
Протокол обыска — один из важнейших источников
доказательств. Общие процессуальные требования,
регламентирующие порядок составления протокола
обыска, содержатся в статьях 141, 142, 176, 177
УПК РФ. В соответствии с требованием закона
протокол должен составляться в ходе
следственного действия или тотчас по его
окончании (ст. 141 УПК РФ). Протокол обыска
состоит из трех частей: вводной, описательной и
заключительной. Обнаружив искомый предмет,
следователь должен сразу же сделать черновые
наметки, указав точное место его обнаружения, а
затем внести эти данные в протокол. В протоколе
кратко описываются условия хранения, отмечается,
в каком хранилище, среди каких вещей и в каком
виде этот предмет находился, хранился ли он
открыто или был чем-либо замаскирован.
Если следователь в ходе обыска или выемки
обнаружит тайные хранилища, то они подлежат
детальному описанию.
Их наличие имеет значение серьезной улики, а
предмет, в котором оборудован тайник, по своему
процессуальному положению может играть роль
вещественного доказательства. Охарактеризовав
соответствующий предмет и определив его
месторасположение, описывают конструкцию
тайника, указывают его размеры, имеющиеся следы
и признаки, по которым могут быть установлены
владелец тайника, время изготовления и т. д.
Приступая к описанию предметов, подлежащих
изъятию, необходимо их предъявить всем
присутствующим и тщательно осмотреть.
Осмотр предметов и документов, обнаруженных при
обыске или выемке, производится на месте
выполнения этих следственных действий,
результаты осмотра записываются в протокол
обыска (выемки). Однако детальный осмотр
предметов и документов на месте их изъятия может
оказаться нецелесообразным, если это требует
затраты времени, если для такого осмотра
необходимы специальные научно-технические
средства, в этом случае следователь производит
осмотр по месту производства следствия.
Следователь вправе записать в протокол лишь
такие признаки, которые очевидны для каждого
участника обыска, он не может излагать в
протоколе никаких выводов и предложений, а также
суждений.
При изъятии изделий из драгоценных металлов и
драгоценных камней в протоколе обыска указывают
наименование изделия, описывают его родовые и
индивидуальные признаки. Аналогичным образом
рекомендуется поступать при изъятии различных
антикварных предметов, произведений
изобразительного и прикладного искусства.
Иностранная валюта и российские деньги, если они
имеют значение лишь как материальные ценности,
заносятся в протокол с указанием общей суммы
изъятого. Если же они могут представить интерес
как индивидуально определенные денежные знаки,
необходимо зафиксировать номер каждой купюры.
При обыске (выемке) у следователя может
возникнуть необходимость отражения неправомерных
действий людей. Ст. 179 УПК РФ устанавливает
обязанность следователя отражать в протоколах
обыска попытки уничтожить или спрятать предметы
и документы, либо факты нарушения порядка со
стороны обыскиваемых или других лиц.
Важное значение при фиксации результатов обыска
и выемки имеет фотосъемка. Фотографирование дает
возможность объективно фиксировать в ходе обыска
явления, а также признаки отдельных предметов,
которые трудно поддаются описанию в протоколе.
Леви А. А. и Михайлов А. И. рекомендуют также
обязательное применение фотографии для фиксации
обнаруженных при обыске трупов.
О применении фотосъемки должно быть указано в
протоколе обыска (выемки) (ст. 141 УПК РФ).
Фотоснимки наклеиваются на лист плотной бумаги и
удостоверяются оттисками печати и подписями
следователя, специалиста-фотографа, если он
осуществляет съемку, и, по возможности, понятых.
Снимок снабжается пояснительным текстом,
соответствующим записи в протоколе.
К протоколу обыска прилагаются все без
исключения фотоснимки и все негативы. Если
фотоснимки по каким-либо техническим причинам не
получились, об этом составляется справка,
подписываемая следователем и
специалистом-фотографом. Справка прилагается к
протоколу.
Когда необходимо показать характер
осуществленных в ходе обыска действий, их
последовательность, применяется киносъемка или
видеозапись. Данные виды фиксации в последнее
время получили широкое распространение. Особенно
важно, что киносъемка и видеозапись позволяют
затем просмотреть зафиксированное движение в
замедленном темпе и детально изучить его. В
случае осуществления киносъемки в ходе обыска в
протоколе обыска указывают: кем, каким аппаратом
и что было отснято, сколько пленки
израсходовано. После изготовления кинофильм
демонстрируется участникам обыска, о чем
составляется протокол, подписываемый указанными
лицами, удостоверяющими подлинность
просмотренной киноленты. Применение видеозаписи
оформляется аналогично использованию киносъемки,
но отснятый материал просматривается тут же, что
отмечается в протоколе обыска. В ходе
видеозаписи следователь может давать пояснения
по поводу фиксируемого обыска. Если подобные
краткие объяснения делаются лицом, у которого
производится обыск, они не только фиксируются на
магнитной ленте, но и приводятся в протоколе
обыска.
В ходе обыска может быть проведена звукозапись,
как средство фиксации следственного действия.
При использовании звукозаписи следователь
диктует в микрофон то, что он мог бы записать в
черновике. А затем при составлении протокола
прослушивает фонограмму.
Из тактических соображений такой прием особенно
удобен, когда обыск проводится в условиях,
затрудняющих ведение черновых записей.
Графическими средствами фиксации являются планы,
схемы и рисунки. Необходимость в них возникает
тогда, когда необходимо наглядно показать
расположение обстановки и местных предметов,
либо отобразить иные особенности обыскиваемого
объекта.
Графическое изображение удобно для показа
устройства тайников сложной конструкции. В
протоколе должна быть сделана отметка о
составлении плана, схемы или рисунка.
Графические изображения подписываются всеми
участниками обыска и являются составной частью
протокола (ст. 141 УПК РФ).
От правильной фиксации хода обыска и выемки во
многом зависит конечный результат данного
следственного действия, поскольку протокол будет
иметь доказательственную силу лишь в случае его
правильного процессуального оформления.
Заключение
В работе исследованы вопросы, касающиеся
оснований и порядка производства обыска и
выемки. В данный момент эта тема является очень
актуальной. В своей практической деятельности
следователи очень часто сталкиваются с
необходимостью проведения данных следственных
действий.
Для успешного и законного проведения обыска или
выемки необходимы следующие условия.
1. Обязательное присутствие понятых (не менее
двух).
2. Обеспечение присутствия лица, у которого
производится обыск, либо совершеннолетних членов
его семьи, а при невозможности их присутствия,
приглашаются представители домоуправления,
администрации.
3. Присутствие представителей учреждения,
организации, в помещениях которых производится
обыск или выемка.
4. Разъяснение лицам, присутствовавшим при
производстве обыска и выемки, их прав и
обязанностей.
5. Производство обыска или выемки в ночное
время, кроме случаев, не терпящих
отлагательства, не допускается.
6. Приступая к обыску или выемке, следователь
обязан предъявить постановление об этом.
7. Следователь должен принимать меры по
сохранению в тайне обстоятельств интимной жизни
лица при производстве обыска и выемки.
8. При производстве обыска или выемки
следователь должен изымать предметы и документы,
могущие иметь отношение только к делу, а также
запрещенные к обращению, независимо от их
отношения к делу.
9. Личный обыск может проводиться только лицом
одного пола с обыскиваемым, в присутствии
понятых того же пола.
10. Выемка и обыск в помещениях,
занимаемых дипломатическими представительствами,
производятся в присутствии прокурора и
представителя МИДа с согласия дипломатического
представителя. Согласие испрашивается через МИД.
11. Наложение ареста на корреспонденцию и
выемка ее в почтово-телеграфных учреждениях
производится только с санкции прокурора либо по
определению или постановлению суда.
12. О производстве обыска или выемке
составляется протокол с соблюдением требований
ст. 141 УПК РФ. Копия протокола вручается лицу,
в помещении которого произведен обыск или
выемка.
Обыск является важной частью производства
предварительного следствия, так как предметы и
документы, изъятые в процессе производства
обыска и выемки, играют важную роль в процессе
доказывания и в уголовном процессе.
Библиографический список
1. Конституция РФ. — М., 1994.
2. Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР. — М.,
1994.
3. Комментарий к УПК РСФСР. — М., 1985.
4. Сборник законодательных актов «Российская
милиция». — М., 1993.
5. Бюллетень Верховного Суда № 1, 1981.
6. Бюллетень Верховного Суда № 11, 1981.
7. Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР.
8. Петрухин И. Л. Личная жизнь: пределы
вмешательства.
9. Петрухин И. Л. Неприкосновенность личности
и принуждение в уголовном процессе.
10. Петрухин И. Л. Свобода личности и
уголовно-процессуальное принуждение.
|