Введение
Для того чтобы общество было организованным и
упорядоченным, необходимо осуществлять
определенное согласование разнообразных
интересов как отдельного человека, так и
сообщества людей. Это осуществляется посредством
социального регулирования, то есть
целенаправленного воздействия на поведение
людей. В системе социального регулирования
важная роль принадлежит именно правовому
регулированию. Регулированием можно назвать
только такое воздействие, при котором ставятся
достаточно ясно обозначенные цели.
Тема данной курсовой работы – «Правовое
регулирование: предмет, метод, способы и типы» –
актуальна в силу того, что, во-первых, правовое
регулирование осуществляется при помощи правовых
средств воздействия на общественные отношения, а
значит затрагивает все общество в целом,
во-вторых, именно правовому регулированию
принадлежит важная роль в системе социального
регулирования, в-третьих, правовое регулирование
как инструмент социального управления призван
упорядочить общественные отношения, обеспечивая
реализация позитивных интересов субъектов.
Целью данной работы является описать сущность
правового регулирования и раскрыть механизм
правового регулирования.
Для достижения этой цели в работе решаются
следующие промежуточные задачи:
1. описывается понятие правового регулирования,
его предмет, метод;
2. выделяются способы и типы правового
регулирования;
3. рассматриваются составляющие механизма
правового регулирования;
4. на примере рынка ценных бумаг описывается
правовое регулирование в данной области.
Работа состоит из Введения, трех Глав,
Заключения и Списка литературы.
В Главе 1 – Понятие и элементы правового
регулирования – решаются первые две из
поставленных выше промежуточных задач, а именно:
описывается понятие правового регулирования, его
предмет, метод, способы и типы и выделяются
стадии правового регулирования.
В Главе 2 – Механизм правового регулирования –
решается третья из промежуточных задач, а
именно: рассматриваются составляющие механизма
правового регулирования.
В Главе 3 – Правовое регулирование на примере
рынка ценных бумаг – решается последняя из
промежуточных задач, а именно: на примере рынка
ценных бумаг описывается правовое регулирование
в данной области.
В Заключении делаются основные выводы по работе
и формулируется суть понимания правового
регулирования.
При написании данной курсовой работы
использовалась следующая литература:
1) монографический материал:
- Алексеев С.С. Механизм правового регулирования
в социалистическом государстве. М., 1966 г.;
- Алексеев С. С. Право. Опыт комплексного
исследования. М., 1999 г.;
- Гойман В. И. Действие права (Методологический
анализ). М., 1992 г.;
- Горшенев В. М. Способы и организационные формы
правового регулирования в социалистическом
обществе. М., 1972 г.;
- Комаров С. А. Общая теория государства и
права. – М., 1998 г.;
- Лившиц Р. З. Теория права. – М.: БЕК, 1994 г.;
- Малько А. В. Эффективность правового
регулирования // Правоведение. 1990 г. № 6.;
- Малько А. В. Стимулы и ограничения в праве.
Теоретико-информационный аспект. Саратов, 1994
г.;
- Малько А. В. Механизм правового регулирования
(лекция) // Правоведение. 1996 г. № 3.
- Матузов Н. И. Личность. Права. Демократия.
Теоретические проблемы субъективного права.
Саратов. 1972 г.;
- Матузов Н. И. Правовая система и личность.
Саратов, 1987 г.;
- Поленина С. В. Качество закона и эффективность
законодательства. М., 1993 г.;
Проблемы теории государства и права / Под ред.
С. С. Алексеева. М., 1987 г.;
- Эффективность правовых норм. М., 1980 г.
2) Учебники и хрестоматийный материал:
- Общая теория государства и права.
Академический курс. В 2-х т. Т. 2 / Под ред. М.
Н. Марченко. М., 1998 г.;
- Общая теория права / Под ред. А. С. Пиголкина.
– М., 1996 г.;
- Общая теория права и государства / Под ред. В.
В. Лазарева. – М.: Юристъ, 1994 г.;
- Спиридонов Л. И. Теория государства и права. –
М., 1995 г.;
- Теория государства и права. Курс лекций / Под
ред. Н. И. Матузова и А. В. Малько. М., 2000 г.;
- Теория государства и права / Под ред. В. М.
Корельского и В. Д. Перевалова. М., 2000 г.;
- Черданцев А. Ф. Теория государства и права.
М., 1999 г.;
- Хропанюк В. Н. Теория государства и права /
Под ред. В. Г. Стрекозова. – М., 1998 г.;
3) нормативные правовые акты
- Федеральный закон от 26.12.95 N 208-ФЗ (ред.
от 27.02.2003) «О акционерных обществах».
- Федеральный закон от 22.04.96 N 39-ФЗ (ред. от
28.12.2002) «О рынке ценных бумаг».
Глава 1. Понятие и элементы правового
регулирования
1.1. Понятие правового регулирования
Правовое регулирование – осуществляемое при
помощи системы правовых средств воздействие на
общественные отношения.
Для того чтобы общество было организованным и
упорядоченным, необходимо осуществлять
определенное согласование разнообразных
интересов как отдельного человека так и
сообщества людей. Это осуществляется посредством
социального регулирования, то есть
целенаправленного воздействия на поведение
людей. Регулирование может быть внутренним
(саморегулирование) и внешним (со стороны кого -
либо).
В системе социального регулирования важная роль
принадлежит именно правовому регулированию.
Регулированием можно назвать только такое
воздействие, при котором ставятся достаточно
ясно обозначенные цели.
Воздействие норм, в результате которого
реализуются поставленные цели, можно назвать
правовыми. Если под воздействием
законодательного акта или его норм наступают
последствия, не предусмотренные
законодательством, а иногда противоречащие целям
законодателя, такое воздействие не может
считаться правовым регулированием. Также нельзя
считать правовым регулированием воздействие,
осуществляемое неюридическими средствами.
Например, воздействие на сознание людей через
средства массовой информации, нравственное и
правовое просвещение.
1.2 Предмет правового регулирования
Право не должно и не может регулировать все
общественные отношения и все социальные связи
людей. Поэтому должна быть достаточно точно
определена сфера правового регулирования, то
есть те связи, которые необходимо урегулировать
правом.
В сферу правового регулирования должны входить
отношения со следующими признаками:
- в них находят отражение как индивидуальные
интересы членов общества, так и интересы
общесоциальные;
- в них реализуются взаимные интересы их
участников, каждый из которых идет на какое-то
ущемление своих интересов ради удовлетворения
другого;
- они строятся на основе согласия выполнять
определенные правила, признания обязательности
этих правил;
- они требуют соблюдения правил, обязательность
которых подкреплена достаточно действенной силой
Этим признакам отвечают три группы общественных:
отношений:
1) отношения людей по обмену материальными и
духовными ценностями (имущественные);
2) отношения по властному управлению обществом
(государственное управление социальными
процессами);
3) отношения по обеспечению правопорядка
(призваны обеспечить нормальное протекание
процессов обмена ценностями и процессов
управления в обществе). Эти отношения возникают
из нарушения правил поведения людей в двух
указанных сферах.
Общественные отношения, входящие в эти группы
составляют предмет правового регулирования,
поскольку по своей природе могут поддаваться
нормативно-организационному воздействию и
требуют правового регламентирования.
От характера и содержания общественных отношений
зависят особенности, характер, способы и
средства правового регулирования.
Такой характер и вид общественных отношений
обусловливают степень интенсивности правового
регулирования (широта охвата правовым
воздействием, степень обязательности правовых
предписаний, формы и методы правового
принуждения, степень детализированности
предписаний, напряженность правового воздействия
на общественные отношения).
1.3. Методы, способы и типы правового
регулирования
Разнообразие общественных отношений, входящих в
сферу правового регулирования, порождает
различия в методах и способах юридического
воздействия. В теории правового регулирования
принято выделять два метода правового
воздействия.
Метод децентрализованного регулирования
(автономный, диспозитивный) – построен на
координации целей и интересов сторон в
общественном отношении субъектов гражданского
общества, удовлетворяющих свои частные интересы
(в сфере отраслей частноправового характера).
Метод централизованного (императивного,
авторитарного) регулирования – базируется на
отношениях субординации между участниками
общественного отношения. В этих отношениях
приоритетным является общественный интерес.
Централизованные, императивные методы
используются в публично-правовых отраслях (в
конституционном, административном, уголовном
праве).
Метод правового регулирования является одним из
важных критерия разграничения прав на отрасли.
Способы правового регулирования определяются
характером предписания, зафиксированного в норме
права, способами воздействия на поведение людей.
В теории права принято выделять три основных
способа правового регулирования.
1. Дозволение – состоит в предоставлении
субъектам прав на совершение определенных
положительных действий (предоставление
субъективных прав).
Дозволение связано с предоставлением субъектам
возможности совершать определенные действия в
собственных интересах (например, работник
предприятия имеет право на достойное
вознаграждение за свой труд). Дозволения весьма
не однородны. Они могут выражаться в таких
формах, как субъективное право, свобода,
законный интерес. Каждая из названных форм имеет
собственную природу и обладает соответствующей
степенью гарантированности.
2. Обязывание – заключается в возложении
обязанности совершить определенные положительные
действия (обязанность платить налоги).
Обязывание связано с возложением на лиц
необходимости совершить активные указанные в
законе либо в договоре действия (например,
должнику необходимо исполнить свои обязанности
перед кредитором). Обязывание как способ
правового регулирования ориентируется на
интересы управомоченного субъекта и представляет
собой специфический приказ, долг совершать
определенные действия.
3. Запрет – сводится к возложению обязанности
воздерживаться от определенных действий.
Запрещение связано с необходимостью воздержания
от конкретных действий, с пассивным поведением
(например, работники правоохранительных органов
не имеют права применять недозволенные методы
расследования). Запрещение есть разновидность
обязывания, представляющее собой определенное
долженствование.
Второй и третий способы имеют определенное
сходство. Оба предполагают возложение
обязанностей, но если в одном случае обязанности
носят позитивный характер, то в другом –
пассивный. Кроме того, можно выделить
дополнительные способы правового воздействия.
Это:
- поощрение- выражается в награждении субъектов
за определенные заслуги;
- рекомендации – состоят в предложении избрать
наиболее целесообразный (оптимальный вариант
поведения).
Также к дополнительным способам относятся
применение мер принуждения (например, возложение
юридической ответственности за правонарушение).
К дополнительным способам можно отнести
предупредительное (превентивное) воздействие
норм, предусматривающих возможность правового
применения правового принуждения.
В юридической литературе и в практике существуют
две юридические формулы (принципа), на основе
которых выделяются два типа правового
регулирования.
Общедозволительный тип – выражается в принципе:
разрешено все, что прямо не запрещено законом.
По этому типу в регулируемых правом отношениях
устанавливаются строго и четко сформулированные
запреты. Как правило, объем этих запретов
невелик.
Общедозволительный тип правового регулирования
связан с закреплением в праве социальной
свободы, с правом человека на выбор средств и
способов достижения поставленных целей.
Общедозволительный тип правового регулирования
основывается на общем дозволении, из которого
путем запрещения делается исключение.
Его формула: дозволено все, кроме того, что
прямо запрещено. Например, субъектам дозволено
совершать различные виды сделок, однако
совершение некоторых сделок любому субъекту
запрещено (например, купля – продажа
наркотиков).
Данный тип правового регулирования способствует
(или хотя бы препятствует) проявлениям
инициативности, активности, самостоятельности в
решении тех или иных задач. Однако подобный тип
правового регулирования не применим к
деятельности государственных органов, ибо это
создало бы возможности для различного рода
злоупотреблений.
Общедозволительный тип правового регулирования
связан с закреплением в праве социальной
свободы, с правом субъекта на выбор средств
способов достижения поставленных целей.
Разрешительный тип – выражается в принципе:
запрещено все, что прямо не разрешено законом.
Участники правовых отношений подобного типа
может совершить только действия, которые прямо
разрешены законом, а все остальные действия
запрещены.
Разрешиетльный тип правового регулирования
вытекает из необходимости в высокой и строгой
упорядоченности социальных связей,
последовательной реализации принципов
законности. Он является единственным при
применении мер государственного принуждения.
Разрешительный тип правового регулирования
основывается на общем запрещении какого-либо
вида действия, однако в индивидуальном порядке
запрещенное поведение запрещается.
Его формула звучит следующим образом: запрещено
все, кроме прямо разрешенного. Это означает, что
участник правовых отношений подобного типа может
совершать только действия, которые прямо
разрешены законом, а все остальные действия
запрещены.
Здесь в законе указывается точный, строго
ограниченный объем правомочий: все, что выходит
за пределы компетенции властвующего субъекта,
категорически запрещено.
Глава 2. Механизм правового регулирования
2.1. Понятие и элементы механизма правового
регулирования
Право как инструмент социального управления
призвано упорядочивать общественные отношения,
обеспечивая реализацию позитивных интересов
субъектов. Правовое регулирование в процессе
своего осуществления складывается из
определенных этапов и соответствующих элементов,
обеспечивающих движение интересов субъектов к
ценности.
Каждый из этапов и юридических элементов
правового регулирования вызывается к «жизни» в
силу конкретных обстоятельств, которые отражают
логику правовой упорядоченности общественных
отношений, особенности воздействия правовой
формы на социальное содержание. Понятие,
обозначающее данную стадийность юридического
управления и одновременно участия в нем
совокупности юридических средств, получило в
литературе наименование «механизм правового
регулирования».
Таким образом, механизм правового регулирования
– это система юридических средств,
организованных наиболее последовательным образом
в целях упорядочения общественных отношений,
содействия удовлетворению интересов субъектов
права.
Из вышеназванного определения можно выделить
признаки, характеризующие цель механизма
правового регулирования, средства ее достижения
и результативность.
Цель механизма правового регулирования –
обеспечить упорядочение общественных отношений,
гарантировать справедливое удовлетворение
интересов субъектов. Это главный, содержательный
признак, объясняющий значимость данной категории
и показывающий, что роль механизма правового
регулирования заключается в организации
социальной жизни, осуществлении интересов людей.
Механизм правового регулирования – специфический
«канал», соединяющий интересы субъектов с
ценностями и доводящий процесс управления до
логического результата.
Принято считать, что прямая и непосредственная
цель механизма правового регулирования –
регулировать общественные отношения, поведение
людей и деятельность коллективов, а уже в
процессе этого регулирования опосредуются
(защищаются, охраняются, достигаются)
разнообразные цели, интересы, потребности,
которые присутствуют везде, во всех правовых
явлениях.
«Преодоление препятствий» - то же не главное.
Ведь в подавляющем большинстве случаев никаких
препятствий не возникает, все протекает
нормально, закономерно. «Преодоление
препятствий» - это нечто само собой
разумеющееся, на этом не следует специально
акцентировать внимание, они лишь возможны,
потенциальны.
Механизм правового регулирования – система
различных по своей природе и функциям
юридических средств, позволяющих достигать его
целей. Это уже формальный признак, который
свидетельствует о том, что названный механизм
есть комплекс правовых элементов, с одной
стороны, различных по своей природе и функциям,
а с другой – все же взаимосвязанных общей целью
в единую систему.
Механизм правового регулирования показывает, как
работает то или иное звено при достижении его
целей, позволяет выделить основные, ключевые,
опорные юридические инструменты, занимающие
определенное иерархическое положение среди всех
иных.
Механизм правового регулирования –
организационное воздействие правовых средств,
позволяющих в той или иной степени достигать
поставленных целей, т.е. результативности,
эффективности. Как и любой иной управленческий
процесс, правовое регулирование стремится к
оптимизации, действенности правовой формы, в
наибольшей мере создающей режим
благоприятствования для становления развития
полезных общественных отношений.
В связи с тем, что механизм правового
регулирования – сложное понятие, включающее
систему правовых средств, возникает потребность
ограничить его от другой не менее сложной
категории, как например «правовая система». Тем
более что, на первый взгляд, у них весьма схожие
определения.
Так, под правовой системой обычно понимают
совокупность юридических явлений, существующих в
обществе, весь арсенал правовых средств,
находящихся в его распоряжении.
Названные категории соотносятся как часть
(механизма правового регулирования) и целое
(правовая система), ибо правовая система – боле
широко понятие, включающее в себя наряду с
категорией «механизм правового регулирования» и
другие категории: «право», «юридическая
практика», «господствующая правовая идеология».
Понятие механизма правового регулирования
позволяет собрать и систематизировать
юридические средства правового воздействия на
общественные отношения, обеспечить место и роль
того или иного юридического средства в правовой
жизни общества.
Именно неоднозначность проблемы удовлетворения
интересов как содержательного момента
предполагает и разнообразие их правового
оформления, юридического обеспечения.
Можно выделить следующие основные элементы
механизма правового регулирования:
1) норма права;
2) юридический факт или фактический состав
(особенно организационно-исполнительный
правоприменительный акт);
3) правоотношение;
4) акты реализации прав и обязанностей;
5) охранительный правоприменительный акт
(факультативный элемент).
В качестве своеобразных дополнительных элементов
механизма правового регулирования могут
выступать акты официального толкования норма
права, правосознание, режим законности и др.
2.2. Стадии механизма правового регулирования
Каждый основной элемент механизма правового
регулирования предполагает соответствующую
стадию. Более того, именно в рамках тех или иных
стадий вышеназванные элементы только и могут
осуществляться. Потому пять стадий механизма
правового регулирования весьма жестко связаны с
его элементами.
1. На первой стадии формулируется общее правило
поведения (модель), которое направлено на
удовлетворение тех или иных интересов,
находящихся в сфере права и требующих их
справедливого упорядочения.
Здесь не только определяется круг интересов и
соответственно правоотношений, в рамках которых
их осуществление будет правомерным, но и
прогнозируются препятствия этому процессу, а
также возможные правовые средства их преодоления
(юридические факты, субъективные права и
юридические обязанности, акты применения и
т.п.). Названная стадия отражается в таком
элементе механизма правового регулирования, как
норма права.
2. На второй стадии происходит определение
специальных условий, при наступлении которых
«включается» действие общих программ и которые
позволяют перейти от общих правил к более
детальным. Элементом, обозначающим данную
стадию, является юридический факт, который
используется в качестве «спускового крючка» для
движения конкретных интересов по юридическому
«каналу».
Однако зачастую для этого необходима целая
система юридических фактов (фактический состав),
где один из них должен быть обязательно
решающим. Им выступает правоприменительный акт,
требующийся в самый «последний момент».
Так, для получения пенсии по старости акт
применения необходим тогда, когда есть нужный
возраст, стаж и заявление, т.е. когда уже
имеются три других юридических факта. Акт
применения скрепляет их в единый состав, придает
им достоверность и влечет возникновение
персональных субъективных прав и юридических
обязанностей, создавая возможность для
удовлетворения интересов граждан.
Это является лишь функцией специальных
компетентных органов, субъектов управления, а не
граждан, которые не обладают полномочиями
применять нормы права, не выступают
правоприменителями, а следовательно, в данной
ситуации не смогут собственными силами
обеспечить удовлетворение своих интересов.
Только правоприменительный орган сможет
обеспечить выполнение правовой нормы, принять
акт, который станет опосредующим звеном между
нормой и результатом ее действия, составит
фундамент для нового ряда правовых и социальных
последствий, а значит, для дальнейшего развития
общественного отношения, облеченного в правовую
форму.
Подобный вид правоприменения называют
оперативно-исполнительным, ибо он основан на
позитивном регулировании и призван развивать
социальные связи. Именно в нем в наибольшей мере
воплощаются правостимулирующие факторы, что
характерно для актов о поощрении, присвоении
персональных званий, о регистрации брака, об
устройстве на работу и т.п.
Следовательно, вторая стадия механизма правового
регулирования отражается в таком его элементе,
как юридический факт или фактический состав, где
функцию решающего юридического факта выполняет
оперативно-исполнительный правоприменительный
акт.
3. Третья стадия – установление конкретной
юридической связи с весьма определенным
разделением субъектов на управомоченных и
обязанных. Иначе говоря, здесь выявляется, какая
из сторон имеет интерес и соответствующее
субъективное право, призванное его
удовлетворить, а какая – обязана либо не
препятствовать этому удовлетворению (запрет),
либо осуществить известные активные действия в
интересах иного управомоченного (обязанность).
В любом случае речь идет о правоотношении,
которое возникает на основе норм права и при
наличии юридических фактов и где абстрактная
программа трансформируется в персонифицированное
правило поведения для соответствующих субъектов.
Правоотношение конкретизируется в той степени, в
какой индивидуализируются интересы сторон, а
точнее, основной интерес управомоченного лица,
выступающий критерием распределения прав и
обязанностей между противостоящими в
правоотношении лицами. Данная стадия воплощается
именно таком элементе механизма правового
регулирования, как правоотношение.
4. Четвертая стадия – реализация субъективных
прав и юридических обязанностей, при которой
правовое регулирование достигает своих целей –
позволяет интересу субъекта удовлетвориться.
Акты реализации субъективных прав и обязанностей
– это основное средство, при помощи которого
права и обязанности претворяются в жизнь, т.е.
осуществляются в поведении конкретных субъектов.
Эти акты могут выражаться в трех формах:
соблюдении, исполнении и использовании.
Названная стадия механизма правового
регулирования отражается в таком его элементе,
как акты реализации прав и обязанностей.
5. Пятая стадия является факультативной. Она
вступает в действие тогда, когда субъекты в
процессе правореализации нарушают нормы права и
когда на помощь неудовлетворенному интересу
должна прийти соответствующая
правоприменительная деятельность. Данная
факультативная стадия (осуществляется лишь в
случае возведения препятствий) отражается в
таком соответственно факультативном элементе
механизма правового регулирования, как
охранительные правоприменительные акты.
2.3. Эффективность механизма правового
регулирования
Эффективность правового регулирования – это
соотношение между результатом правового
регулирования и стоящей перед ним целью.
В современных условиях можно выделить следующие
направления повышения эффективности правового
регулирования.
1. Совершенствование правотворчества, в процессе
которого в нормах права (с учетом высокого
уровня законодательной техники) наиболее полно
выражаются общественные интересы и те
закономерности, в рамках которых они будут
действовать.
Нужно создавать с помощью соответствующих
юридических и информационных средств такое
положение, когда соблюдение закона будет
выгоднее его нарушения.
Кроме того, важно усилить юридическую
гарантированность правовых средств, действующих
в механизме правового регулирования, т.е.
повысить уровень вероятности в достижении
ценности и снизить уровень вероятности в
воспрепятствовании этому процессу.
2. Совершенствование правоприменения «дополняет»
действенность нормативного регулирования, а
значит, и в целом механизм правового
регулирования.
Соединение нормативного регулирования и
правоприменения необходимо, ибо, взятые по
отдельности, они сразу начинают демонстрировать
свои «слабые стороны»: нормативное регулирование
без индивидуального (без усмотрения)
превращается зачастую в формализм, в
правоприменение без нормативного (без общих
правил) – в произвол.
Вот почему механизм правового регулирования
должен выражать такую взаимосвязь различных
правовых средств, представляющих различные виды
правового регулирования, которая будет придавать
управленческому процессу дополнительные
преимущества.
Если нормативная регламентация призвана
обеспечить стабильность и необходимое
единообразие в регулировании общественных
отношений, ввести их в твердые рамки законности,
то правоприменение – учет конкретной обстановки,
своеобразие каждой юридической ситуации.
Оптимальное сочетание правотворчества и
правоприменения придает гибкость и
универсальность правовому регулированию,
минимизирует сбои и остановки в действии права.
3. Повышение уровня правовой культуры субъектов
права также будет влиять на качество правового
регулирования, на процесс укрепления законности
и правопорядка.
Интересы человека – вот главный ориентир для
совершенствования элементов механизма правового
регулирования, повышение его эффективности.
Выступая своего рода юридической технологией
удовлетворения данных интересов, механизм
правового регулирования должен быть социально
ценным по своей природе, должен создавать режим
благоприятствования осуществлению законных
стремлений личности, упрочению ее правового
статуса.
Глава 3. Правовое регулирование на примере рынка
ценных бумаг
3.1. Общие положения о рынке ценных бумаг
Законодательство России, направленное на
цивилизованное регулирование рынка ценных бумаг.
В основном это систематизированные
законодательные акты. Первым важнейшим актом
конечно же следует признать Гражданский кодекс
России (часть 1 и 2), в котором дается
определение ценной бумаги, регулируются так
называемые бездокументарные ценные бумаги,
определяются конкретные виды ценных бумаг и
раскрывается их содержание.
Однако основной негативной стороной нового ГК
следует признать то, что в отношении понятия
ценной бумаги были использованы старые
юридические конструкции, разработанные в конце
прошлого начале нынешнего веков, которые не
учитывают достижений научно-технического
прогресса.
Разработчики пытались приспособить современное
состояние рынка ценных бумаг к старым правовым
конструкциям вместо того, чтобы сделать
наоборот. Отсюда вытекают и многие нелепости
положений нового ГК, особенно касающиеся так
называемых бездокументарных ценных бумаг
(нелепость начинается уже с самого термина).
В этот же период принят систематизированный
Закон «Об акционерных обществах», во многом
устранивший конструктивные недостатки
предыдущего законодательства, законы о рекламе,
о финансово-промышленных группах, новые редакции
антимонопольного и банковского законодательства.
Важнейшим событием следует признать подписание
22 апреля 1996 г. Президентом РФ Федерального
закона «О рынке ценных бумаг», принятого 20
марта 1996 г. Государственной Думой.
Данный закон регулирует отношения связанные
именно с рынком ценных бумаг: правовые основы
деятельности профессиональных участников, их
виды, понятие и порядок выпуска эмиссионных
ценных бумаг, порядок раскрытия информации на
рынке ценных бумаг и ее объем, полномочия
Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг и пр.
Однако, а сожалению, этот закон нельзя признать
полностью соответствующим современным реалиям
рынка ценных бумаг и регулирующим рынок в целом.
Хватает в нем и юридических погрешностей.
В целом законодательство характеризуется хорошей
правовой проработанностью и системностью
изложения, что, несомненно, сыграет свою роль в
развитии рынка ценных бумаг в России.
3.2 Специфические черты правового регулирования
рынка ценных бумаг
В первую очередь рассматривая вопросы правового
регулирования рынка ценных бумаг, необходимо
дать его юридическое определение, так как ни
легального, ни доктринального определения рынка
ценных бумаг еще не выработано. На наш взгляд,
под рынком ценных бумаг следует понимать
совокупность общественных отношений,
складывающихся в сфере обмена финансовыми и
иными активами в процессе выпуска и совершения
сделок с ценными бумагами, обладающего
свойствами специфического товара.
Как следует из этого определения, не все ценные
бумаги могут быть объектами рынка ценных бумаг.
Основным свойством ценной бумаги как
специфического товара является ее товарная
функция, присутствующая далеко не у всех ценных
бумаг.
Она может быть заложена в ценную бумагу при ее
выпуске, может возникать и у отдельных ценных
бумаг в определенные периоды их существования.
Основными элементами товарной функции являются:
А) свободная обращаемость, т.е. когда передача
ценной бумаги не зависит от волеизъявления
третьих лиц (товарной функцией не обладают акции
закрытых акционерных обществ).
Б) потенциальная материальная заинтересованность
неограниченного круга инвесторов в приобретении
ценной бумаги, выражающаяся выплачиваемых
дивидендах, процентах, в росте курсовой
стоимости ценной бумаги и т.п. (т.е. товарной
функцией не обладают товарораспределительные
ценные бумаги и чеки приобретение которых не
преследует цели извлечения выгоды, вытекающей из
самой ценной бумаги).
К специфике правового регулирования рынка ценных
бумаг также относятся субъекты, которые
действуют в его рамках. Каждый субъект рынка
ценных бумаг выполняет специфические функции,
хотя в некоторых случаях они могут выполнять
функции субъектов разных видов. Можно выделить
следующие виды субъектов рынка ценных бумаг:
А) эмитенты – субъекты осуществляющие выпуск
ценных бумаг. При этом могут выделяться
институциональные и обычные эмитенты. Под
институциональными эмитентами следует понимать
таких субъектов рынка ценных бумаг, для которых
выпуск ценных бумаг является одним из основных
видов профессиональной деятельности (например –
взаимные фонды, для которых возможность
инвестирования зависит от привлечения денежных
средств путем распространения ценных бумаг).
Для обычных эмитентов выпуск ценных бумаг не
является основным видом деятельности без
которого невозможно осуществление других видов
деятельности. Дополнительным отличием является
то, что институциональный эмитент кроме
регистрации выпуска ценных бумаг должен быть
зарегистрирован как специальная организация и
(или) получить соответствующую лицензию.
Б) инвесторы – субъекты, осуществляющие вложение
денежных средств и иного имущества в ценные
бумаги. Инвесторы также делятся на
институциональных и обыкновенных. Под
институциональными инвесторами следует понимать
таких субъектов рынка ценных бумаг, для которых
вложение определенных средств в ценные бумаги
является обязанностью (например – взаимные
фонды, страховые компании, негосударственные
пенсионные фонды, трастовые компании и т.п.).
Для обычных инвесторов вложение средств в ценные
бумаги обязанностью не является;
В) профессиональные участники рынка ценных бумаг
– это субъекты осуществляющие профессиональную
деятельность на рынке ценных бумаг.
Профессиональные участники рынка ценных бумаг
могут осуществлять различные деяния в ходе совей
профессиональной деятельности, в том числе
выступать эмитентами и инвесторами, хотя
основной их задачей является ведение
деятельности, способствующей организации и
поддержанию рынка ценных бумаг
(консультирование, посредническая деятельность,
андеррайтинг, учет ценных бумаг, организация
торговли ценными бумагами и т.п.).
При этом необходимый элемент такой деятельности
– наличие квалифицированного персонала и
соответствующих лицензий.
Г) саморегулируемые организации – это
организации, как правило, некоммерческие,
объединяющие профессиональных участников рынка
ценных бумаг в целях координации и повышения
качества их деятельности, защиты их интересов.
Саморегулируемые организации имеют определенные
правомочия по регулированию деятельности их
членов, которыми они наделяются членами
организации и в некоторых случаях –
государством. Государство, например, может
передавать таким организациям полномочия по
осуществления аттестации специалистов рынка
ценных бумаг, по производству экспертизы
документов, подаваемых на лицензирование, и
т.п.;
Д) государство – специфический субъект рынка
ценных бумаг, который наделен компетенцией как
эмитента, инвестора и в некоторых случаях –
профессионального участника рынка ценных бумаг,
так и нормативного регулирования рынка ценных
бумаг. Все свои полномочия на рынке ценных бумаг
государство осуществляет через специальные
государственные органы.
Понятие субъекта рынка ценных бумаг никоим
образом не следует смешивать с понятиями
операций на рынке ценных бумаг и
профессиональной деятельности на рынке ценных
бумаг, а также сделок, совершаемых на рынке
ценных бумаг.
Под операцией на рынке ценных бумаг следует
понимать совокупность юридических действий
одного или нескольких субъектов рынка ценных
бумаг, направленных на достижение определенного
результата, связанного с выпуском и обращением
ценных бумаг.
При этом в операциях на рынке ценных бумаг могут
принимать участие как профессиональные участники
рынка ценных бумаг, так и иные субъекты рынка.
Особенностями операций на рынке ценных бумаг
являются возможная единоразовость их совершения,
возможность участия в совершении операции
нескольких субъектов рынка ценных бумаг, а также
разноплановость результатов, на достижение
которых направлены действия субъектов,
осуществляющих операции (не только извлечение
прибыли).
Под профессиональной деятельностью на рынке
ценных бумаг следует понимать систему
самостоятельных юридических действий
профессиональных участников рынка ценных бумаг,
осуществляемых ими в определенном временном
интервале систематически и на свой страх и риск,
связанных с организацией и поддержанием
функционирования рынка ценных бумаг
экономическими и техническими методами с целью
достижения положительного (как правило, не
только для профессиональных участников рынка
ценных бумаг) экономического результата.
Особенностями профессиональной деятельности на
рынке ценных бумаг являются осуществление ее
специальными субъектами рынка ценных бумаг,
действующими независимо друг от друга,
систематичность, цель – достижение
положительного экономического результата.
Профессиональная деятельность на рынке ценных
является разновидностью хозяйственной
(предпринимательской) деятельностью.
Под сделками на рынке ценных бумаг понимаются
юридические действия субъектов рынка ценных
бумаг, направленные на приобретение, изменение
или прекращение прав и обязанностей, вытекающих
из ценных бумаг.
Законодательство России направлено на
цивилизованное регулирование рынка ценных бумаг.
В основном это систематизированные
законодательные акты. Первым важнейшим актом
этого периода, конечно же, следует признать
Гражданский кодекс России (части 1 и 2), в
котором дается определение ценной бумаги,
регулируются так называемые бездокументарные
ценные бумаги, определяются конкретные виды
ценных бумаг и раскрывается их содержание.
Однако основной негативной стороной Гражданского
кодекса следует признать, что в отношении
понятия ценной бумаги были использованы старые
юридические конструкции, разработанные в конце
прошлого начале нынешнего веков, которые не
учитывают достижений научно технического
прогресса.
Важнейшим событием следует признать подписание
22 апреля 1996 г. Президентом РФ Федерального
закона «о рынке ценных бумаг», принятого 20
марта 1996 г. Государственной Думой.
Данный Закон регулирует отношения, связанные
именно с рынком ценных бумаг: правовые основы
деятельности профессиональных участников, их
виды, понятие и порядок выпуска эмиссионных
ценных бумаг, порядок раскрытия информации на
рынке ценных бумаг и ее объем, полномочия
Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг и пр.
Однако, к сожалению, этот закон нельзя признать
полностью отвечающим современным реалиям рынка
ценных бумаг и регулирующим рынок в целом.
Хватает в нем и юридических погрешностей. В
целом законодательство этого периода
характеризуется хорошей правовой
проработанностью и системностью изложения, что,
несомненно, сыграет свою роль в развитии рынка
ценных бумаг в России.
Можно выделить следующие виды операций на рынке
ценных бумаг:
А) эмиссионные операции – совокупность
юридических действий одного или нескольких
субъектов рынка ценных бумаг, направленных на
организацию выпуска ценных бумаг эмитентом или
распространение эмиссии;
Б) инвестиционные операции – совокупность
юридических действий одного или нескольких
субъектов рынка ценных бумаг, направленных на
приобретение инвестором необходимых ему ценных
бумаг;
В) организационные операции – совокупность
юридических действий одного или нескольких
субъектов рынка ценных бумаг, направленных на
создание организационных предпосылок
функционирования рынка ценных бумаг (организация
торгов, учета и хранения ценных бумаг, ведение
реестра именных ценных бумаг, производство
бланков ценных бумаг, управление деятельностью
институциональных эмитентов и инвесторов);
Г) сопутствующие операции – совокупность
юридических действий одного или нескольких
субъектов рынка ценных бумаг, направленных на
обеспечение качественного выполнения своих
функций на рынке ценных бумаг другими субъектами
рынка ценных бумаг (консультирование и
предоставление информации).
Профессиональная деятельность на рынке ценных
бумаг состоит из следующих видов деятельности:
А) институциональное эмитирование, т.е.
осуществление выпуска ценных бумаг на
профессиональной основе субъектом, обладающим
соответствующей компетенцией;
Б) посредничество, т.е. профессиональное
совершение сделок по покупке и продаже ценных
бумаг на основе заключенных с клиентом договоров
поручения, комиссии, агентирования (брокерская
деятельность);
В) консультирование, т.е. предоставление
клиентам по их запросам справок по экономическим
и юридическим вопросам функционирования рынка
ценных бумаг;
Г) организация торгов ценными бумагами, т.е.
создание организационных предпосылок для
развития определенных (местных или по отдельным
ценным бумагам) рынков ценных бумаг
(деятельности фондовых бирж, внебиржевых систем
торговли ценными бумагами);
Д) клиринг по ценным бумагам, т.е. организация
сверки взаимных задолженностей по покупке и
продаже ценных бумаг и проведение взаимозачетов;
Е) андеррайтинг, т.е. организация эмиссии и
гарантирование их результатов, а также
гарантирование самих эмиссий;
Ж) депозитарная деятельность, т.е. ведение учета
движения ценных бумаг и их хранение;
З) ведение реестров именных ценных бумаг;
И) лидерство на рынке ценных бумаг, т.е. скупка
за свой счет от своего имени ценных бумаг с
целью их последующей перепродажи в том числе
путем объявления цены скупки и продажи;
К) трастовые операции с ценными бумагами, т.е.
профессиональное доверительное управление
ценными бумагами клиентов;
Л) институциональное инвестирование, т.е.
профессиональное инвестирование денежных и иных
средств в ценные бумаги субъектами, для которых
такое инвестирование является обязательным;
М) управление деятельностью институциональных
эмитентов и инвесторов, т.е. доверительное
управление активами институциональных инвесторов
и эмитентов, а также другой их деятельностью;
Н) производство бланков ценных бумаг;
О) информационная деятельность на рынке ценных
бумаг, т.е. сбор, обработка и предоставление на
профессиональной основе экономической и
юридической информации об рынке ценных бумаг в
целом, отдельных рынках ценных бумаг, отдельных
видах ценных бумаг.
3.3 Цели государственного правового
регулирования рынка ценных бумаг
Основными целями государственного правового
регулирования рынка ценных бумаг являются
максимальная защита интересов инвесторов,
установление цивилизованных правил поведения
субъектов на рынке и обеспечение государственной
экономической безопасности.
Исходя из целей государственного регулирования
рынка ценных бумаг, можно выделить следующие
правовые формы воздействия государства на рынок
ценных бумаг:
- нормотворчество;
- создание единого органа, регулирующего рынок
ценных бумаг;
- создание организаций с участием
государственного капитала, содействующих рынку
ценных бумаг;
- передача определенных полномочий регулирования
саморегулируемым организациям;
- введение специальной ответственности за
правонарушения на рынке ценных бумаг;
- установление антимонопольных требований на
рынке ценных бумаг;
- налогообложение;
- регулирование рекламы на рынке ценных бумаг и
придание ей в некоторых случаях квалифицирующего
значения (например, при определении, является
ценная бумага инвестиционной или нет);
- лицензирование профессиональной деятельности
на рынке ценных бумаг;
- аттестация специалистов фондового рынка;
- введение специализированной системы
образования;
- установление льгот при инвестировании средств
в некоторые ценные бумаги;
- договорное придание определенного статуса
субъектам (например, дилер по государственным
ценным бумагам);
- введение правил раскрытия информации при
эмиссии ценных бумаг;
- введение обязательного страхования имущества и
ответственности некоторых субъектов рынка ценных
бумаг;
- введение обязательного аудита деятельности
некоторых субъектов рынка ценных бумаг;
- установление обязательных резервов и
экономических нормативов деятельности некоторых
субъектов рынка ценных бумаг;
- введение особенностей бухгалтерского учета и
отчетности некоторых субъектов рынка ценных
бумаг;
- иные формы.
В заключение необходимо отметить, что все
элементы правового регулирования рынка ценных
бумаг, перечисленные в настоящей работе,
подлежат дальнейшей проработке и закреплению в
особом, систематизированном законодательном
акте, который, как можно надеяться, ознаменует
собой становление в России цивилизованного рынка
ценных бумаг.
Заключение
Итак, исследования, проведенные в данной
курсовой работе, исходили из следующих
положений:
1) механизм правового регулирования выражает
деятельную сторону процесса перевода
нормативности права в упорядоченность правовых
отношений, при этом правовое регулирование
представляет собой длящийся процесс, который
распадается на стадии, на каждой из которых
работают особые юридические средства, в
совокупности составляющие механизм правового
регулирования;
2) право, законность, правопорядок – важнейшие
составные элементы правовой основы
государственной и общественной жизни. Однако
правопорядок не является конечной целью, ради
которой создается само право и действует весь
механизм правового регулирования. Задача
законодателя шире. Она состоит в том, чтобы с
помощью права изменить, развить, укрепить либо
вытеснить те или иные общественные отношения, то
есть установить порядок, угодный или
господствующему классу, или всему народу.
Значит, конечной целью правового регулирования
должно быть создание общественных отношений и
порядка. Но общественные отношения складываются
как общий результат человеческой деятельности в
данных юридических условиях.
Поставленные во введении к работе промежуточные
задачи решены со следующими результатами.
1. Правовое регулирование – осуществляемое при
помощи системы правовых средств воздействие на
общественные отношения. Для того чтобы общество
было организованным и упорядоченным, необходимо
осуществлять определенное согласование
разнообразных интересов как отдельного человека
так и сообщества людей.
Предмет правового регулирования составляют
отношения: 1) отношения людей по обмену
материальными и духовными ценностями
(имущественные); 2) отношения по властному
управлению обществом (государственное управление
социальными процессами); 3) отношения по
обеспечению правопорядка (призваны обеспечить
нормальное протекание процессов обмена
ценностями и процессов управления в обществе).
Выделяются следующие методы правового
регулирования: 1. метод децентрализованного
регулирования (автономный, диспозитивный) –
построен на координации целей и интересов сторон
в общественном отношении субъектов гражданского
общества, удовлетворяющих свои частные интересы
(в сфере отраслей частноправового характера); 2.
метод централизованного (императивного,
авторитарного) регулирования – базируется на
отношениях субординации между участниками
общественного отношения.
2. В теории права принято выделять три основных
способа правового регулирования. 1. Дозволение –
состоит в предоставлении субъектам прав на
совершение определенных положительных действий
(предоставление субъективных прав); 2.
Обязывание – заключается в возложении
обязанности совершить определенные положительные
действия (обязанность платить налоги); 3. Запрет
– сводится к возложению обязанности
воздерживаться от определенных действий.
Можно выделить следующие типы правового
регулирования: 1. общедозволительный тип –
выражается в принципе: разрешено все, что прямо
не запрещено законом; 2. разрешительный тип –
выражается в принципе: запрещено все, что прямо
не разрешено законом.
3. механизм правового регулирования – это
система юридических средств, организованных
наиболее последовательным образом в целях
упорядочения общественных отношений, содействия
удовлетворению интересов субъектов права.
Цель механизма правового регулирования –
обеспечить упорядочение общественных отношений,
гарантировать справедливое удовлетворение
интересов субъектов.
Выделяются следующие стадии механизма правового
регулирования:
1) На первой стадии формулируется общее правило
поведения (модель);
2) На второй стадии происходит определение
специальных условий, при наступлении которых
«включается» действие общих программ и которые
позволяют перейти от общих правил к более
детальным;
3) Третья стадия – установление конкретной
юридической связи с весьма определенным
разделением субъектов на управомоченных и
обязанных;
4) Четвертая стадия – реализация субъективных
прав и юридических обязанностей;
5) Пятая стадия является факультативной. Она
вступает в действие тогда, когда субъекты в
процессе правореализации нарушают нормы права;
4. Основными целями государственного правового
регулирования рынка ценных бумаг являются
максимальная защита интересов инвесторов,
установление цивилизованных правил поведения
субъектов на рынке и обеспечение государственной
экономической безопасности.
Библиографический список
1. Алексеев С.С. Механизм правового
регулирования в социалистическом государстве.
М., 1966 г.;
2. Гойман В. И. Действие права (Методологический
анализ). М., 1992 г.;
3. Журнал «ГОСУДАРСТВО И ПРАВО» № 2. 1997 г.
Февраль. А. Ю. Голубков «Правовое регулирование
рынка ценных бумаг»
4. Комаров С. А. Общая теория государства и
права. – М., 1998 г.;
5. Лившиц Р. З. Теория права. – М.: БЕК, 1994
г.;
6. Малько А. В. Эффективность правового
регулирования // Правоведение. 1990 г. № 6.;
7. Малько А. В. Механизм правового регулирования
(лекция) // Правоведение. 1996 г. № 3.
8. Матузов Н. И. Личность. Права. Демократия.
Теоретические проблемы субъективного права.
Саратов. 1972 г.;
9. Матузов Н. И. Правовая система и личность.
Саратов, 1987 г.;
10. Общая теория государства и права.
Академический курс. В 2-х т. Т. 2 / Под ред. М.
Н. Марченко. М., 1998 г.;
11. Общая теория права и государства / Под ред.
В. В. Лазарева. – М.: Юристъ, 1994 г.;
12. Теория государства и права. Курс лекций /
Под ред. Н. И. Матузова и А. В. Малько. М., 2000
г.;
13. Теория государства и права / Под ред. В. М.
Корельского и В. Д. Перевалова. М., 2000 г.;
14. Черданцев А. Ф. Теория государства и права.
М., 1999 г.;
15. Хропанюк В. Н. Теория государства и права /
Под ред. В. Г. Стрекозова. – М., 1998 г.;
16. Федеральный закон от 26.12.95 N 208-ФЗ (ред.
от 27.02.2003) «О акционерных обществах».
17. Федеральный закон от 22.04.96 N 39-ФЗ (ред.
от 28.12.2002) «О рынке ценных бумаг».
|